Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья из опыта работы: «С чего начинается литературное воспитание ребёнка»
Для Мам и Пап
Автор: Валентина Владимировна Юшковец   
27.12.2014 23:07

Статья из опыта работы: «С чего начинается литературное воспитание ребёнка».Статья из опыта работы: «С чего начинается литературное воспитание ребёнка».

   Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, к книжной культуре; стремления к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, то есть, всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека; различать литературные жанры.

   Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.

   Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой.

   Дошкольник не только постоянно осваивает новые, все более сложные произведения, но и уже формируется как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него ранее содержание знакомых книг.

   Так, например, дети четырех лет, с наслаждением слушая стихотворение

С. Я. Маршака «Усатый – полосатый», невольно вытягиваются, вовлекаются (мысленно) в игры и проделки девочки с котенком. Вместе с героиней произведения они искренне возмущаются непонятливостью, упрямством котенка, удивляются его глупости («Вот какой глупый котенок!»). Встретясь же вновь с любимой книжкой в старшем дошкольном возрасте, ребенок обнаруживает в ней новое содержание. Оказывается, из двух персонажей котенок не самый глупый. В словах «Вот какой глупый котенок!» для детей звучат уже теплый юмор автора, его легкая и тонкая насмешка над маленькой, незадачливой героиней.

   В дошкольном детстве складываются, как свидетельствуют психолога – педагогические исследования, основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент для литературного образования. Французский исследователь проблемы чтения и читательских интересов Р. Эскарпи утверждает, что знакомство с книгой в раннем детстве является важнейшим моментом в последующем закреплении навыков чтения и что значительной части молодежи, покидающей школу, грозит возврат к «чтению», если они не овладели привычкой к чтению еще до школы.

   Литературное произведение захватывает личность ребенка целиком, и в этом проявляется развивающее значение чтения.

   Для того чтобы с достаточной четкостью определить содержание работы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе, необходимо, с одной стороны, рассмотреть психологические особенности ребенка и его возможности в области эстетического восприятия, а с другой - изучить своеобразие литературных произведений, вошедших в круг детского чтения, и определить их соответствие уровню восприятия дошкольника на разных этапах его детства.

Детям о писателях.

   В период пребывания детей в детском саду они знакомятся с произведениями многих авторов. К старшему дошкольному возрасту у ребенка должны сложиться и первые представления о писателях. Для этого работа педагогов должна вестись в системе. Знакомя дошкольников с новыми произведениями уже известного им автора, воспитатель всегда называет его имя, напоминает о его книгах, которые были прочитаны ранее.

   В старших группах целесообразно выделять специальное время для рассказывания детям о жизни писателей и их книгах.

   Цель таких рассказов – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребенка. Подобные рассказы воспитателя знакомят детей с А. С. Пушкиным, Л. Н. Толстым, В. В. Маяковским, К. И. Чуковским, С. Я. Маршаком. Наблюдения показывают, что дети охотно откликаются на стремление педагогов ближе познакомить их с любимым автором.

   Рассказ воспитателя должен отвечать следующим требованиям:

- факты из жизни писателя, приводимые рассказчиком, должны быть точными и научными, то есть, опираться на известные в литературоведении материалы, а не легенды;

- изложение должно быть образным, интересным. Для этого можно использовать опубликованные рассказы о писателях, написанные специально для детей, воспоминания современников и др.;

- рассказ должен быть доступным дошкольнику. Не следует приводить даты (хронология не понятна ребенку). Можно использовать перифразы, например: это было очень давно, когда не было еще не только ваших мама и пап, но даже ваших бабушек и дедушек, или: это было так давно, что не только электричества и телевизоров не было, но даже и поезда еще не ходили, и т. п.;

- рассказ должен быть близок детским интересам, то есть, в нем должны найти место сведения о детстве писателя, его семье, друзьях, играх, годах учения, отношении писателя к детям. Но останавливаться только на детских и юношеских годах писателя – значит не создавать в представлении ребенка законченной картины (ведь наша цель – познакомить детей с главным делом жизни писателя – его литературным трудом);

- рассказ должен быть оснащен богатым наглядным материалом, подготовленным заранее (портреты, фотографии, репродукции, выставка книг в уголке книги, иллюстрации к произведениям писателя и др.). Воспитателю следует уделять большое внимание качеству демонстрационных материалов, хорошо продумывать организационные моменты;

- чтобы рассказ был доступен ребенку, лучше опираться на понятное ему, а то, с чем он знаком практически. Например, почти в каждом городе есть улицы, библиотеки, театры, названные именем и т. д.;

- особенно важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству писателя. Личное создаст нужную тональность, которая сблизит рассказчика со слушателями. Если воспитатель сможет рассказать о своем отношении к писателю, о первой встрече с его книгами, это будет ничем не заменимым творческим началом в подобном виде работы с детьми.

   После рассказа возможна длительная интересная совместная с детьми и родителями деятельность: чтение книг в детском саду и дома, прослушивание грамзаписей, сбор иллюстративного материала и составление альбома, экскурсии к памятным местам, творчество детей по мотивам произведений (лепка, аппликация, рисование, инсценирование и т. п.), посещение выставки, театра, просмотр кинофильма, организация вечера развлечений. Таким образом, знакомство дошкольников с писателем и его творчеством должно осуществляться в системе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год