Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг»,- писал Кант. Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.
Игры с пальчиками развивает не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию, речь. Влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Установлено, что уровень умственного развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что на сегодняшний день проблема умственного развития оставляет желать лучшего ( Например: число детей, имеющих речевые нарушения увеличилось: если в 50-х годах ХХ века было около 17% детей с речевыми нарушениями, то в начале 21 века их стало 68% ). Таким образом, вопрос умственного развития детей имеет огромную социальную значимость. Исходя из вышеизложенного, приоритетом в своей работе я определила тему «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка». В начале работы перед собой поставила цель: познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, научить играть в нее, развивая при этом умственные способности и вызывая эмоциональный отклик. Реализация цели потребовала решения следующих задач: 1) Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание, память, речь детей; 2) Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук. Поставив перед собою цель и определив задачи, занялась поисками всевозможных пальчиковых игр. Работая над темой, мною был составлен план на основе изученной литературы. Начать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев. Учитывая этот момент, я подготовила картотеку пальчиковых упражнений и игр. И мною были проведены упражнения с пальчиками: «Флажок», «Очки», «Зайчик», «Коза», пальчиковые игры: «Апельсин», «Замок», «Кораблик» и т другие. Также при помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки, которые привлекают детей. Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов. В свою работу я включила рисование с ватными палочками. Такой вид рисования позволяет детям не только развивать мелкую моторику рук, но и дает ощутить незабываемые положительные эмоции. Я постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно. Сюда входит такие игры как: 1) «Разноцветные прищепки»; 2) Игры с пазлами, мозаиками; 3) «Застегни пуговку»; 4) «Выложи узор» (из пробок, камешков); 5) «Шнуровки»; 6) Постройки из счетных палочек. Также приобрела различные трафареты, с которыми дети очень любят работать. Развивающую среду нашей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Театр пальчиков», «Театр рукавичек», «Театр теней». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами. Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук были занятия с использованием бумагу. Мы ее мяли, рвали и создали аппликацию «Весной». Такой вид деятельности имеет терапевтический характер, положительно влияет на нервную систему, успокаивает детей. Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке) мы нашли не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например: «Рисование на крупе», игра «Забавная картина» (дети выкладывают рисунки с помощью круп на пластилиновой основе). Для родителей в приемной имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики. В течение года были подготовлены консультации «Почему необходимо проводить с детьми пальчиковые игры», «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка», папки-передвижки «Игры и задания для развития мелкой моторики», «Пальчиковые игры в шкатулочку». Был проведен мастер-класс «Волшебные ручки», где показала родителям, как правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях, дала необходимые рекомендации по ее проведению. Также организовала в конце года фотовыставку «Умелые пальчики». Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями положительно влияет на умственное развитие детей. И в заключении хочу сказать, что я не буду останавливаться на достигнутых результатах, буду продолжать поиски новых приемов и методов, заботиться о здоровье детей. Моя педагогическая концепция заключается в словах Конфуция: «Три пути к знанию: путь размышления – это путь самый благодарный, путь подражания – это путь самый легкий, путь опыта – это самый горький».
|