Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с ОНР на тему: "Звуки С и СЬ"
Логопедия
Автор: Анна Гурина   
13.04.2014 03:29

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте  в подготовительной группе с ОНР на тему: Звуки С и СЬЦель:
Закрепить представления детей о звуках С – СЬ и познакомить с буквой С.
Задачи:
1. Учить детей воспроизводить слоговые ряды.
2. Уточнить артикуляцию и характеристику звуков С – СЬ.
3. Учить определять место заданного звука в слове.
4. Продолжать учить дифференцировать звук С и звук СЬ.
5. Вспомнить схему слова, учить выкладывать схему слов: сок, Сима. Формировать навыки анализа данных слов.
6. Познакомить с буквой С.
7. Упражнять в зрительном восприятии буквы С.
8. Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения.
9. Учить печатать букву С изолированно и в слогах.
Оборудование:
Резиновый мяч, предметные картинки + две картинки (сок и Сима), слоговые схемы, касса букв на наборном полотне, предметная картинка «самолетик», волшебная картинка с буквами, магнитная доска, индивидуальные тетради детей и цветные ручки.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Упражнение проводится с мячом.
- Сядет тот, кто правильно повторит:
са – со – су су – са – со ус – ис – ос
си – се – ся ся – си – сю усь – ась – ось
со – су – сы ас – ос – ус ос – ас – ис
сю – си – се ась – ось – усь ись – усь – ась
2. Повторение артикуляции и характеристики звуков С, СЬ.
- О каких звуках мы сегодня будем говорить? (О звуках С и СЬ).
- Что делают губы, когда мы произносим звук «С»? (Улыбаются)
- Где находится язык? (Внизу, за нижними зубами).
- Какой ветерок (или воздушная струя)? (Холодный).
Звук С – Какой? (Согласный, глухой, твердый).
Звук СЬ – Какой? (Согласный, глухой, мягкий).
2. Выделение звука на слух:
- Вспомните и назовите слова, которые начинаются на звук С или СЬ.
- Вспомните и назовите слова, где звук С или звук СЬ слышатся в середине слова.
- Вспомните и назовите слова, где звук С или звук СЬ слышатся на конце слова.
Дети называют слово и уточняют, какой звук слышится в слове.
Образец ответа: - Стул. В начале слова слышится твердый звук С.
- Письмо. В середине слова слышится мягкий звук СЬ.
4. Работа со слоговыми схемами.
Прошу детей положить пред собой слоговые схемы.
- Каким цветом мы обозначаем звук С? (синим) Почему? (Потому что звук С твердый согласный).
- Каким цветом мы обозначаем звук СЬ (зеленым) Почему? (Потому что звук СЬ мягкий согласный).
Предлагаю детям взять синий и зеленый квадратики.
Показываю детям поочередно предметные картинки, в названии которых есть звук С или СЬ (Стол, семь, гусь, капуста, пылесос, апельсин, лиса). Дети называют картинку и определяют, какой звук (мягкий или твердый) спрятался в слове, поднимают вверх соответствующий квадратик (твердый звук – синий квадратик, мягкий звук – зеленый квадратик).
На доску выставляются две картинки: Сок и Сима. После этого предлагаю детям составить схемы данных слов.
- Сок. Сколько слогов в слове сок? (Один слог) Сколько звуков в слове Сок? (Три звука) Какой первый звук? (С) Какой последний звук? (К) Какой звук слышится в середине слова? (О). Каким цветом обозначается звук О? Почему? и т. д.
Аналогично составляется схема слова Сима. Спрашиваю всех детей вместе и индивидуально.
5.Знакомство с буквой С.
Объясняю детям, что звуки С и СЬ произносятся по-разному, но на письме они обозначаются одной буквой С. Выставляю на доску символ буквы С.

- Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы видим, читаем и пишем, а звуки – слышим и произносим). Возвращаюсь к букве С и читаю стихотворение:

Буква С

С – как серп рисуем с вами:

С – свернулся сом с усами.

На снегу – подкован след.

С – сверкает силуэт.

С – С – С – салют сверкает,

Искры вниз, светясь, слетают.

Искры падают с небес,

След от них – как буква С.

- Для того, чтобы узнать, как вы хорошо запомнили букву С, нам поможет волшебный самолетик, который привез с собой интересную картинку. Посмотрите на нее внимательно. Вам надо определить, сколько букв С спряталось на этой картинке, а для этого их нужно найти среди других букв. Кто нашел, то выходит к доске, показывает и называет найденную букву С.

После выполнения упражнения, дети подсчитывают количество букв С (8 букв).

6. Динамическая пауза:

«С»

У нас славная осанка- встать в струнку, руки вдоль туловища;

Мы свели лопатки. свести лопатки (руки на поясе);

Мы шагаем на носках шагаем на носках;

И пойдём на пятках. шагаем на пятках

Пойдём мягко, как лисята пройти плавно;

Ну а если надоест, то пойдём

Мы косолапо, как медведи ходят в лес. пройти «по медвежьи», руки на поясе.

7. Печатание и чтение буквы С изолированно и в слогах.

1) Прошу детей приготовить на столе тетради и цветные ручки.

- Вы знаете, что буквы бывают большими и маленькими. Например, слово Сок пишется с маленькой буквы с, а слово Сима – с большой буквы С. Почему? В каких еще случаях пишется большая буква С?

Объясняю детям, как пишется буква С.

- Начинаем от середины правой стенки клеточки и ведем вверх, закругляя верхний правый угол, закругляем верхний левый угол, ведем по стеночки вниз, закругляем нижний левый угол, закругляем нижний правый угол.

Уточняю, что большая буква С пишется в две клетки, а маленькая буква с пишется в одну клетку.

- Прорисуем букву С в воздухе.

Печатание большой и маленькой буквы С в тетрадях.

2) Синтез слогов осуществляется с помощью кассы букв на наборном полотне.

- Если мы к звуку А прибавим звук С, что получится? Как вы думаете, какие буквы мне надо взять из кассы букв, чтобы получился слог АС? Что надо сделать с буквами, чтобы получился слог СА? Какую букву надо прибавить к букве О, чтобы получился слог ОС? Какую букву надо поставить первой, чтобы получился слог СО? Если первая буква У, а вторая буква С, какой получился слог? Если буквы поменять местами, то какой получится слог? (СУ). Если первая буква И, а вторая буква С, какой получится слог? Если буквы поменять местами, то какой получится слог? (СИ)

После каждого проговаривания слога, дети печатают его в тетради. Уточняем, что гласные буквы печатаются красной ручкой, а буква С, которая стоит перед буквой И печатается зеленой ручкой. При этом осуществляется индивидуальный подход, оказание помощи.

3) Чтение слогов.

8. Итог занятия. Оценка детей.

- Какие звуки мы сегодня повторяли?

- С какой буквой мы сегодня знакомились?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год