Цикл индивидуальных занятий на постановку и автоматизацию звука К |
Логопедия | |||
Автор: Юлия Кумакова | |||
24.02.2014 15:42 | |||
Занятие 1 5. Итог занятия. Прощание с Колобком. Занятие 3 Цель занятия: автоматизировать звук в прямых слогах и словах, развивать фонематический слух, и простой звуковой анализ, развивать зрительно моторную координацию руки. 1.Подготовительная часть. 1. Разминка и упражнения: А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ: чередование движений А-И, А-У, А-О и обратно; для языка: «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6); «Змейка» Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта. Движения языка производятся в мед ленном темпе и выполняются 5—6 раз. 2.Основная часть. 1). Колобок сегодня приготовил тебе много заданий и упражнений. Он предлагает тебе поиграть с картинками: как кричат куры: «Ко-ко-ко!», «Куд-куда!»,петух: «Кука-реку», утки: «Кря-кря-кря!», кукушка: «Ку-ку, ку-ку!», ворона: «Кар-кар» В крике, каких птиц слышится звук [К]? Обведи подходящие картинки. Изолированное произнесение звука К, уточнение артикуляции: -широко открыть рот. -спрятать язык вглубь рта, сжать его в комочек. -постучать сжатым языком по нёбу, произнести звук К. -приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха. -громко и отчетливо, многократно произнести звук К. Характеристики звука: согласный, глухой, твердый. Развитие фонематического слуха Опознание звука из ряда других - Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К: К, Р, Г, М, К, Ж, К, Л, К, Х, К Опознание из слогов - Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К: КА, ГА, КЫ, МУ, АК, КО, ХА, КУ Опознание из слов - Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К: ЛАМПА, РУКА, НОРА, КОЗА, ПОЛКА, ДОМ, КОТ, ШОКОЛАД, СЛОН, КАМЕНЬ, СТОЛ, КАЛОШИ. Запомни, повтори слоги: КА-КА-КА КА-КО-КУ-КЫ КО-КО-КО КО-КУ-КЫ-КА КУ-КУ-КУ КУ-КЫ-КА-КО КЫ-КЫ-КЫ КЫ-КА-КО-КУ Проговори слова (по 2 раза): кабан банка ком кабина будка кон кабинет бука конь кайма ветка кофе камень майка ковать канава нотка комета капитан утка конфета Игра «Чудесный мешочек». У Колобка - чудесный мешочек с овощами (капуста, картофель, морковь. Ребенок достает овощи, называет их, уточняет, что в словах есть звук К (определяет место звука в словах). Четко выделяет интонационно звук К. -Подбор названий овощей к притяжательным местоимениям: моя капуста, мой картофель, моя морковь Предлагает найти такие же картинки - контуры и раскрасить их. Называет овощи, в названии которых нет звука К: (помидор, огурец) Игра «Прятки». Колобок предлагает поиграть в прятки. А прятаться от тебя будет слог КА. Слушай внимательно предложения ( картинки к предложениям пронумеровать) и попробуй восстановить слова: (смотри приложение№2). 1. Соба (ка) тяв (ка)ла на рыба (ка). 2.(Ка)тя на(ка)зала озорни(ка) котен(ка) 3.Кош(ка) ла(ка)ла молоко из блюдеч(ка). 4.Малень(ка)я девоч(ка) громко пла(ка)ла. 5.Зай(ка)пос(кал в огород за (ка)пустой. 6.Бабуш(ка) (ка)тает вну(ка) по дорожке пар(ка). Звуковой анализ :твердый согласный обозначать на звуковой схеме слова синим цветом, а гласные звуки – красным цветом: КА МУКА Повтори скороговорку «Котя, котенька,коток. Котя острый коготок» Нарисуй петелькой собаку возле будки Занятие 4. Цель занятия: продолжать автоматизировать звук К в словах и предложениях, расширять словарь на звук К, развивать зрительно моторную координацию руки, воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие. Развитие дыхания Сядь ровно, ноги на полу, руки положи на живот. Закрой глаза. Представь, что в животе – шарик. Вдох делаем через нос - шарик надувается; плечи неподвижны; выдох через нос – шарик спускается потихоньку. Сейчас мы будем «надувать» и «сдувать» шарик. Дышим медленно. Ребёнок сидит на стуле, откинувшись на спинку стула; выполняет упражнение в медленном темпе 5 раз. Артикуляторная гимнастика Развитие подвижности и дифференцированных движений губ, языка. · «Лягушка» - «Хоботок» · «лопата» - «Иголочка» · «Киска сердится» · «Чистим нижние зубки» · «Катушка» · «Качели» Ребёнок перед зеркалом выполняет под счёт упражнения в медленном темпе. Автоматизация звука [К]. с использованием « Суджока» на длительном речевом выдохе произносим слоги: [Кк-а-а-кк-о-о-кк-у-у-кк-ы- ы- кк -э-эк]; Ребёнок на длительном речевом выдохе произносит чётко артикулируя гласные. Давай поиграем с тобой в игру «Повторялки» Повтори за мной, выделяя голосом «сильный» слог. Развитие слухового восприятия, чувства ритма, рифмы. Закрепление навыка правильного произношения звука [к] в прямых слогах, словах с прямым слогом. Ка – ка, Ка – ка, Ка – ка, Каша, камень, камера. ка – Ка, ка – Ка, ка – Ка, цветка, индюка, молотка Ко – ко, Ко – ко, Ко – ко, Кот, котик, комок ко – Ко, ко – Ко, ко – Ко, высоко, широко, велико. Ку-ку, Ку-ку, Ку-ку. Курица, куры, кумушка Ку-Ку, ку-Ку, ку-Ку. Глазику, ротику, носику. Развитие силы голоса, работа над ударением. «Назови картинки». Развитие памяти. Развитие фонематических функций. Активизация словаря. Назови картинки, в названиях которых есть звук [К]. (теленок, жеребенок, цыпленок, лошадь) (теленок, жеребенок, цыпленок) какое лишнее слово (лошадь). Почему? В этом слове нет звука (К). Составь предложение с одни из слов. Катя кормит цыпленка. Сколько слов в предложении. Итог Чем мы сегодня занимались? Как правильно произносить звук [К]? - положение губ; - положение зубов; - положение языка; - какая воздушная струя. Вспоминает виды деятельности; правильную артикуляцию звука [К]. Занятие 5 Цель: автоматизировать звук К в слогах и словах со стечением согласных, работа над предложением, формирование грамматического строя языка, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию. Катился Колобок, катился по дорожке и услышал кто-то кричит Ква-Ква. Кто же это? Зелена я, как трава Моя песенка: «Ква-ква». Отгадай загадку. Обведи отгадку Тянем губы прямо к ушкам, получается – лягушка Артикуляционная гимнастика: «Улыбка»- «Трубочка», «Лопаточка»-«Иголочка» «Чистим нижние зубки», «Катушка», « Качели» Анализ артикуляции: · губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке; · зубы разомкнуты: · кончик языка лежит у основания нижних резцов, · передняя и средняя части спинки языка опущены, · задняя часть спинки языка поднимается вверх и упирается в нёбо в задней его части, · боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам; · мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость; · голосовые связки не напряжены, разомкнуты — голос не образуется; · воздушная струя сильная, в момент произнесения звука проходит по центру ротовой полости, разрывая смычку между задней частью спинки языка и небом. Лягушка-квакушка обрадовалась нашей встрече, запрыгала по камушкам Автоматизация звука [к]в слогах. Ква-кво-кву Ска-ско-ску Кво-кву-квы Ско-ску-скы Кву-квы-ква Ску-скы-ска Квы-ква-кво Скы-ска-ско Квакушка –квадрат –квартира Скамейка –сказка-коляска. Физминутка: вот лягушки по дорожке, скачут вытянувши ножки. Увидали комара закричали: Ква-Ква-Ква! (ребенок изображает лягушку) Развитие просодии. Как квакает большая лягушка? Как маленькая? Игра «Отгадай загадки». Колобок просит тебя подсказать слово в конце каждого стихотворения. (презентация) Кто на себе свой домик тащит (улитка) В темной темнице, Красна девица, Без нитки, без спицы, Вяжет вязаницы. (бабочка) Пляшет крошка — Всего одна ножка. — Ю — ю — ю... (юла) Карандаш, капуста, белка, юла – какое слово лишнее. Лишнее «юла», потому что в слове юла нет звука К. Определить место звука К в словах: карандаш, капуста, белка. Перезентация Раздели слова на слоги , разложи картинки по домикам (слоговые домики) Вдруг Колобок увидел, так много лягушек, давай их посчитаем. Игра «Веселый счет». Сосчитай лягушек. (смотри приложение №3). Много не только Лягушек-квакушек, много еще чего: (смотри приложение №4) (Камышей, камушек, стрекоз) Занятие 6. Цель: автоматизация звука К в связной речи, совершенствование словаря, развитие памяти. Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие… Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения. Ручки растираем и разогреваем, И лицо теплом своим мы умываем. Грабельки сгребают все плохие мысли, Ушки растираем вверх и вниз мы быстро! Щечки разминаем, чтобы надувались, Губки разминаем, чтобы улыбались. Губки пожуем мы, шарики надуем, И губами вправо-влево потанцуем! Язычок покусаем мы слегка, Чтобы речь наша правильной была! Артикуляционная гимнастика: «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6); «Киска сердится»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз) «Катушка»: рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.( 5раз) «Змейка» Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта. Движения языка производятся в мед ленном темпе и выполняются 5—6 раз У нас сегодня с тобой не обычное занятие у нас сегодня день рождение буквы К. К нам сегодня в гости пришли: Лягушка-Квакушка, Колобок румяный бок, Котенька-коток. Как полагается на именинах можно немного повеселиться. Речь с движением. Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока (дети встают на носочки и тянутся вверх) . Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришёл издалека? (ставят правую руку на лоб «козырьком», смотрят удивленно вдаль) Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко (имитируют подбрасывание мяча) . Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко (разводят руки в стороны) . Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку (разводят руки в стороны) . Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку (ладошками «пекут» пирожки) . Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак (скачут вприпрыжку) . Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок! (перепрыгивают с одной ноги на другую) Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук? (стучат кулачками) Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг! (прыгают на одном месте) . А сейчас мы с тобой будем варить компот для нашей именинницы буквы К. Ты послушай какое стихотворение я тебе прочитаю, ты смотри внимательно на картинку, а я буду читать. (приложение №5) КОМПОТ Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот. Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот, Угостим честной народ. Давай вспомним какие слова у нас в стихотворении встречались со звуком К (Компот, фруктов, яблоко, сок, песок). Давай разделим эти слова на слоги. А теперь давай мы с тобой заучим первую строчку, затем вторую, третью и т.д. Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот. Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот, Угостим честной народ. Сюрпризный момент: Появляется буква К мы ее угощаем компотом, а она нас благодарит за то что мы ей помогли так много узнать о себе. Буква К тоже приготовила для тебя сюрприз. Протяни ручку в волшебный мешочек, возьми из него один предмет и узнай, что это за подарок. (Конфеты-любимое лакомство буквы К).
|