Ни для кого не секрет, что большую помощь в работе учителю-логопеду могут оказать родители детей, занимающихся на логопедическом пункте. Поэтому при включении членов семьи в коррекционный процесс нельзя недооценивать важность просветительской деятельности учителя-логопеда. Значимость различных форм работы с родителями трудно переоценить. Важно научить родителей простым, но действенным приемам работы над речевым развитием ребенка дома. Темп современной жизни оставляет все меньше свободного времени, поэтому желательно подбирать те игры, которые не требуют дополнительной подготовки, легко запоминаются и, конечно же, нравятся детям. Мне бы хотелось поделиться играми, которые я использую на открытых занятиях и рекомендую родителям в качестве игр, которые они могут проводить дома самостоятельно. Важно отметить, что оборудование моего кабинета позволяет разнообразить перечень логопедических игр. В качестве примера можно привести подсветку, встроенную в моем кабинете, с помощью которой можно изменить цвет всей комнаты. Игра с цветом позволяет не только привлечь внимание и создать атмосферу сказки, но и быть подспорьем в процессе работы над автоматизацией звука. Демонстрация и совместная игра использованием данного оборудования на открытых занятиях не оставляет родителей равнодушными и очень легко запоминается, становясь любимой игрой дома. 1. Игра «Что ты видишь, расскажи! » Цель: автоматизация поставленного звука, формирование умения правильно употреблять предлоги, формирование умения отвечать на вопросы полным предложением, развитие ориентировки в пространстве, зрительного внимания. Правила игры: (автоматизация звука «Р») Логопед включает розовую подсветку. Ребенок вместе с мамой (по очереди) рассказываю о предметах в комнате, каждый раз проговаривая их цвет. Например: Ребенок: -«Я вижу розовый стол. » Мама: - «Я вижу розовый пол» и т. д. Можно усложнить задачу: В таком случае мама задает ребенку вопрос о местонахождении любого предмета, а ребенок должен как можно подробнее рассказать, где этот предмет находится» Например: Мама: - «Где находится розовый стул? »
Ребенок: -«Розовый стул стоит справа от розового стола, на розовом полу, около розового мяча» и т. д. Для того чтобы поиграть в эту игру дома, родителя рекомендуется купить детские очки с цветными стеклами. Можно несколько изменить эту игру, и находить в квартире дома предметы одинакового цвета. Мама -«Найти только красные предметы, какие предметы красного цвета ты видишь? » Ребенок: - «Я вижу красный стол, я вижу красную машину». Данную игру можно использовать на всех этапах автоматизации. При автоматизации изолированного звука, можно не рассказывать где находится предмет, а просто касаться его и проговаривать нужный звук. 2. Игра «Хлопни на один раз больше, чем я» Главный плюс данной игры в том, что она не требует дополнительной подготовки, и родители могу т играть в эту игру дома, в гостях, во время пробки в машине и т. д. Цель игры: автоматизация поставлено звука (на любом из этапов, развитие слухового внимания. Правила: взрослый должен несколько раз хлопнуть в ладоши, задача ребенка произнести нужный звук, слог или слово на один раз больше услышанных хлопков. 3. «Опиши» Данная игра также как и предыдущая проста и не требует дополнительной подготовки, что является неоспоримым ее преимуществом. Цель: обогащение словаря прилагательных, формирование умения составлять описательный рассказ. Играя в эту игру с родителями на логопункте, я использую обычные картинки. Задача ребенка как можно подробнее рассказать маме об одной из картинок словами, отвечающими на вопрос: какой, какая? или какие?. Задача родителя отгадать нужное слово. Дома можно играть в эту игру без использования картинок, ребенок просто описывает предмет, родитель отгадывает слово. Например: Ребенок: - «Она синяя, она большая, она глубокая, она фарфоровая». Родитель: - «Тарелка» и т. д. Можно описывать не только определенный предмет, но и блюдо, которое ребенок хотел бы сегодня на обед или ужин. (-«Она мясная, она маленькая, она овальная, она горячая» -«Котлета») . 4. Игра на ориентировку в пространстве, закрепление понимания предлогов Еще одна простая игра, не требующая специального оборудования, в которую легко и весело могут поиграть родители вместе со своими детьми. Цель: развитие ориентировки в пространстве, закрепление понимания предлогов, автоматизация поставленного звука (на любом этапе) Правила игры: по инструкции взрослого ребенок должен прикоснуться к тому, что находится под ним, над ним, перед ним, за ним, к тому, что находится между двумя (любыми) предметами, к тому, что находится за каким либо предметом, около предмета и т. д. Важно отметить, что задача ребенка не только правильно определить местонахождение предмета, но и в момент касания произнести заданный взрослым звук, слог или слово. Игр, подобных представленным множество, важно лишь включить воображение. Я часто предлагаю родителям подключать соревновательный эффект (кто дольше «порычит», кто вспомнит больше слов с нужным звуком т. д., также давать детям простые задания на автоматизацию даже в том момент, когда мама занята бытовыми делами, например: помочь маме развесить только ту одежду, в названии которой есть звук «Л», посчитать, сколько ложек на столе (одна ложка, две ложки и т. д., сказать слог "ЛА" столько раз, сколько тарелок стоит на столе, слог "ЛО" – сколько конфет в конфетнице, слог "ЛУ" столько раз, сколько ложек салата папа положит в тарелку и т. д. Эти простые игры уже подтвердили свою эффективность в моей личной практике, возможно, вы уже знакомы с ними, но я буду искренне рада, если поделилась с вами чем-то новым и полезным.
|