Логопедия Автор: Вазиева Эльвира Инсафовна, учитель – логопед I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 40 «Колосок», г.Набережные Челны, Республика Татарстан
Конспект индивидуальной логопедической НОД в старшей группе для дошкольников с общим недоразвитием речи по автоматизации звука ш в слогах, словах. Цели: 1. Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений 2. Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи 3. Развивать фонематическое восприятие
Скачать полный конспект
4. Учить правильно, изолированно произносить звук ш 5. Продолжать учить произносить звук ш в слогах, словах 6. Уметь дать характеристику данному звуку по схеме 7. Продолжать учить определять позицию данного звука 8. Развивать высшие психические функции 9. Вызывать интерес к коррекционным занятиям 10. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость и культуру поведения Оборудование: комплекс упражнений для выработки артикуляционного уклада звука ш, комплекс упражнений на развитие речевого дыхания, схемы артикуляционного уклада звука ш, волшебный клубок, мягкие игрушки – змея, птицы, звуковое дерево, игра «Рыбалка», предметные картинки со звуком ш: груша, ватрушка, шоколад, картошка. I Организационный момент - Здравствуй Андрюша! - Как у тебя дела? - Хорошо (нехотя отвечает) - Занятие мы начинаем с артикуляционной гимнастики II Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов шипящих звуков 1. Лопатка 2. Пирожок 3. Качели 4. Маляр 5. Вкусное варенье 6. Ковшик 7. Фокус 8. Саночки 9. Рупор 10. Заборчик – трубочка III Логопед: Андрюша, я заметила, ты сегодня грустный. Что – то случилось? Поделись, со мной. Ребенок: Я потерял звук ш Логопед: Потерять звук просто, найти нелегко. Пауза. Я постараюсь тебе помочь. Расскажи мне об этом звуке. Ребенок, по схеме № 1 рассказывает об артикуляционном укладе звука ш Ребенок: Чтобы произнести звук ш надо: (ребенок рассказывает, как умеет) 1. округлить губы 2. поднять язычок как чашечку, ковшик 3. воздушная струя теплая (проверяет тыльной стороной ладони) 4. Это песенка змеи: ш- ш – ш
5. по схеме № 2 дает характеристику звуку ш : согласный, глухой, шипящий, всегда твердый.
Логопед: Не грусти. Необходимо упорство и старание. Это клубок. Не смотри, что он обычный, шерстяной, он волшебный, укажет путь дорогу. И это не все. Вот тебе узелок, проголодаешься, превратиться в скатерть самобранку. Удачи тебе! Ребенок бросает клубок в сторону, взяв узелок, отправляется в «путь». Клубок останавливается у распутья, где находятся указатели к гласным звукам (красный кружок), синий кружок (с колокольчиком), синий кружок (колокольчик зачеркнут). Ребенок ещё раз проговаривает, почему он выбрал необходимый указатель. Входит в «лес» Логопед: Лес. Удивительный воздух. Чистый воздух, Лесной воздух Давай вместе подышим. Комплекс упражнений на дыхание:
Появляется персонаж - змея Ребенок: Здравствуй, змея! Змея: Здравствуй, ты кто? Что ты делаешь в моем лесу? Заблудился или что потерял в моем лесу? Ребенок: Я, Андрей, Потерял звук ш Пожалуйста, помоги мне. Змея: Помогу, если справишься с моими заданиями. Смотри, это звуковое дерево, а на нем звуковые сигналы, разбуди их. Ребенок произносит слоги: а – ш, у – ш, и – ш Змея: Но, это не все. Хочу услышать чистоговорки. Ребенок: ша – ша – ша – наша Маша хороша шу – шу – шу – помогите малышу ши – ши – ши - на поляне малыши аш – аш – аш – дайте карандаш уш – уш – уш – теплый душ иш – иш – иш у меня малыш Змея выражает слова одобрения. Змея: Мой, юный друг, ты стоишь на шипящей тропе. Она приведет тебя к озеру. В озере водятся рыбы – картинки со словами – названиями, но поймать ты должен только те, в которых встречается звук ш. Игра «Рыбалка». Из 7 предлагаемых отбирает 5, называет слово и определяет место звука в слове Голос из озера: слова одобрения «Мой юный друг, путь твой лежит к старому дубу, к птичкам невеличкам. Они помогут тебе. Ребенок направляется к муляжу «старый дуб» - Здравствуйте, добрые птицы, помогите мне найти звук ш Птицы переговариваются между собой «Тот самый мальчик, который потерял звук ш». Предлагают выполнить задание :«Скажи правильно» С другом мы играли в чашки (шашки) Пили чай из белой шашки (чашки) Вылезла из норки шишка (мышка) На нее упала мышка (шишка) Под кустом сидели шишки (мышки) На сосне висели … В воздухе летала кошка (мошка) Молоко лакала … На столе стояла кошка (плошка) На полу сидела … Ребенок выполнив, задание угощает птиц, достав из узелка угощение. Добрые птицы, спасибо Вам, угощайтесь: грушей, ватрушкой, картошкой, шоколадом. Птицы дают волшебный ключ к заветной шкатулке. - Наш юный друг. Мы рады, что ты нашел звук ш. Только твое упорство и старание помогли тебе найти потерянный звук. Ребенок открывает шкатулку и достает шоколад «Путешествие» Логопед: Будь всегда в поиске, старайся, не теряй звуки. Итог занятия. Что интересного узнал на занятии? Что понравилось? С чем было тяжело справиться?
|