Аликина Тамара Ивановна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Росинка» МДОУ «Детский сад «Росинка» Учитель-логопед Г. Надым, Тюменская область, ЯНАО Дифференциация звуков Ф – ФЬ
Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.
Скачать конспект Коррекционно - обучающие задачи: закрепить навык произношения и различения звуков Ф,ФЬ; упражнять в характеристике звуков Ф, ФЬ, соотнесении звуков с буквой; выделять заданный звук в различных позициях (в начале, середине, в конце слова); совершенствовать умение составлять распространенные предложения с заданным словом, выделять в предложении предлог; упражнять в подборе родственных слов. Коррекционно - развивающие задачи: развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза; продолжать развивать фонематический слух и слуховое восприятие; активизировать зрительное и слуховое внимание; способствовать развитию мыслительной деятельности (умение рассуждать, анализировать), развивать навыки произвольности поведения. Коррекционно - воспитательные задачи: развивать навыки сотрудничества, взаимопроверки; поощрять доброжелательные взаимоотношения; совершенствовать учебные навыки (усидчивость, аккуратность в работе, уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, действовать в соответствии с инструкцией). Оборудование: магнитная доска, цветные магниты, предметные картинки (фокусник, ёж, ежонок, цилиндр, факел, букет), звуковые дорожки, мяч, силуэт дерева, 8 цветов на липкой ленте, карточки с предметными картинками и карандаши на каждого ребенка, полоски схемы предложения, интерактивная доска. Ход занятия: I.Организационный момент. Логопед читает четверостишие: Фокусник во фрак одет, Факел превратил в букет. На интерактивной доске поочередно появляются изображение фокусника, факела, букета.
II. Сообщение темы. - Какой звук чаще других слышится в стихотворении? (Звук Ф) - Сегодня мы погорим о звуках Ф, ФЬ.
III.Основная часть занятия. 1. Артикуляция звука. Характеристика звуков. - У фокусника под цилиндром кто-то сидит. (На интерактивной доске изображение фокусника и цилиндра. Убирается картинка «цилиндр», появляется картинка « ёж»). - Ёж недоволен и фыркает: Ф-Ф-Ф. Давайте повторим, что сказал ёж.(Дети произносят звук Ф) - Что при произнесении звука делают губы, зубы? (Верхняя губа приподнимается, нижняя губа соединяется с верхними зубами, воздушная струя встречает препятствие). - Дайте характеристику звука Ф. (Звук Ф – согласный, твердый, глухой) - У ежа есть маленький ежонок и он говорит: Фь-Фь-Фь. Как говорит маленький ежонок? (Дети произносят : Фь-Фь-Фь) - Дайте характеристику звука Фь. (Звук Фь– согласный, мягкий, глухой) 2. Речевая зарядка с упражнением мелкой моторики рук. Фа-фо-фу-фы - кисти рук соединены, на каждый слог пальцы рук соединяются. Фя-фе-фи-фю - пальцы рук перекрещиваются. Пфа-пфо-пфу-пфы - пальцы рук перекрещиваются. Сфа-сфо-сфу-сфы – упражнение "корзиночка". 3. Дифференциация звуков Ф-Фь. - Хлопни, если услышишь звук Ф, стукни кулачками, если услышишь звук Фь. Словарный материал: фабрика, шофёр, фикус, светофор, филин, пуфик, кофта, фен. 4. Дидактическая игра "Мы фокусники" с мячом. а) Измени первый звук в слове: пара – фара плот – флот бантик – фантик мишка – фишка вены – фены вата – фата норма – форма марш - фарш Дети, стоя в колонне, произносят слово и передают мяч позади стоящему ребенку. б) Замени третий звук в слове: Косточка – кофточка каштан – кафтан букет – буфет Пудик – пуфик - каре –кафе Лист – лифт арка – арфа Дети, стоя в кругу, произносят слово и предают мяч рядом стоящему ребенку. 5. Дидактическое упражнение "Чудо-дерево". Подбор родственных слов к слову ФОТО. - Ребята, вы будите сегодня фокусниками и поможете дереву расцвести Дети называют родственные слова и наклеивают цветок на дерево. - Как много слов вы придумали. Посмотрите, какое чудо-дерево у нас получилось. Словарный материал: фотограф, фотокарточка, фоторужьё, фотобумага, фотоальбом, фотовыставка, фотоаппарат, фотомодель. 6. Дидактические игры на развитие фонематического восприятия. а) Дидактическая игра "Четвертый лишний". На интерактивной доске изображены растения (фиалка, ромашка, колокольчик, незабудка, клевер) - Посмотрите на доску. Фокусник нарисовал цветы. У вас на карточках нарисованы такие же растения. Внимательно рассмотрите их, и если найдете лишний предмет, обведите его карандашом. (Дети выполняют задание, сидя за столами). Что это за растение? (Фиалка). Почему она лишняя? (Фиалка – комнатное растение, а остальные предметы – луговые цветы). Сейчас мы это проверим. (Логопед нажимает на изображение фиалки и оно исчезает). б) Игра "Светофор". Поиграем в игру Светофор». Лера будет называть звуки по порядку в слове фиалка, а вы поднимите те сигналы светофора, которые соответствуют каждому звуку. 7. Составление схемы слова и выкладывание слова из разрезной азбуки. - Фокусник хотел показать фокус с буквами, но у него получилось очень странное слово: Ф О С К У (Буквы написаны на интерактивной доске). - Как вы думаете, какое слово хотел сложить фокусник? (ФОКУС). На интерактивной доске появляется слово ФОКУС. Дети читают слово и оно исчезает. Далее предлагается детям поделить слово на слоги. Выложить из разноцветных фишек схему данного слова. А затем дети выкладывают слово ФОКУС из разрезной азбуки. Взаимопроверка выполнения задания.
8. Составление распространенных предложений. - Давайте порадуем Фокусника и придумаем о нем красивые предложения. Дети составляют распространенные предложения, считают количество слов в предложении, выделяют предлог. IV. Заключительная часть занятия. Анализ деятельности детей. - Дети, сегодня вы стали тоже немного фокусниками и умеете совершать различные чудеса со звуками и буквами. Вспомните, какие чудеса вы совершали со звуками и словами? Дается оценка деятельности каждого ребенка на занятии.
|