Использование игровых приемов на этапах автоматизации звуков в коррекционной работе с дошкольниками |
Логопедия | |||
Автор: Маринчева Екатерина Вячеславовна | |||
16.10.2016 22:11 | |||
Использование игровых приемов на этапах автоматизации звуков в коррекционной работе с дошкольниками Выполнила учитель-логопед ГБОУ школа №763 ДО-3 Маринчева Екатерина Вячеславовна Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма. Нарушения звукопроизношения могут способствовать формированию комплекса неполноценности, возникновению трудностей в общении. Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа: Развитие моторики речевого аппарата
Отработка правильного произношения звуков Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в речевом потоке Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи I. Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний, по мнению Е. А. Пожиленко, способствует расширению и обогащению его речевого опыта. Последовательная смена серии слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата, способствует выработке правильных артикуляционных укладов. На слоговом материале можно одновременно развивать фонематический слух, чувство ритма, внимание и слуховую память, формировать умение выражать эмоции мимикой. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев способствует развитию мелкой моторики. II. Автоматизацию звука в словах следует проводить в сочетании с обогащением словаря и усвоением грамматических категорий языка – словообразования и словоизменения. Развитию навыка словообразования способствуют задания: «Скажи ласково», «Придумай новое слово». Кроме существительных следует как можно чаще включать в занятия и другие части речи-прилагательные, наречия, глаголы. III. Автоматизация звука в словосочетаниях, являющихся базой для составления предложения, — сложное языковое явление. На этом этапе отрабатываются следующие задания: подбор предметов к действиям, подбор действий к предметам, согласование существительного с прилагательными и числительным или местоимением; местоимений с существительным. IV. Автоматизация звуков в предложениях — стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативной функции речи. Работу необходимо сочетать с введением в речь разных типов предложений, постепенно усложняя для овладения детьми предложно-падежным управлением, навыками употребления в речи простых и сложных предложений. V. Автоматизация звука в чистоговорках — закрепление звука в рифмованной речи, формирование навыка правильного употребления падежных окончаний; развитие воображения, просодических компонентов речи, чувство ритма, наиболее результативного сочинения чистоговорок детьми. VI. Автоматизация звука в загадках стихах — развитие просодических компонентов речи и формирование правильного дыхания. Можно совмещать эту работу с заданиями на звукослоговой анализ и синтез, выделение слов с заданным звуком, подбор рифм, самостоятельное придумывание стихов и кроссвордов. VII. Автоматизация звука в самостоятельной речи — обучение пересказу рассказа, способствующему развитию воображения и творческих способностей дошкольника. Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Могут пройти месяцы упорных занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы. Известный дефектолог М.Е. Хватцев пишет: «Логопедическая работа должна осуществляться в виде специальных групповых и индивидуальных игр, активизирующих ребенка к разговору и служащих прекрасным средством совершенствования его речи» Игра — одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями. В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры понадобилось бы много времени и усилий. За годы работы мною были опробованы игровые задания для индивидуальных и подгрупповых занятий по автоматизации и постановке звуков. Автоматизация звуков в слогах — важный, но мало интересный для ребенка вид работы заключающийся в многократном повторении за логопедом. Но если к этому процессу подключить зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее, так как даст возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах: Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно. Загибать поочередно пальцы и произносить слоги Поставить ладони на стол, сжимать и разжимать пальцы, произнося слоги. Произносить слоги, надавливая подушечками пальцев одной руки на пальцы другой. Отгадать загадки про зверят и помочь героям добраться к их любимой еде, проводя пальцем по линиям и произнося слоги: СА, СО, СУ, СЫ Помочь пароходику добраться до острова, проводя пальцем по волнам, произнося слоги. Помочь бабочке сесть на цветок, проводя пальцем по пути ее полета и произнося; СА, СО. СУ, СЫ. Можно это делать карандашом на листе бумаги. Проговаривать слоги АС, ОС, УС, ЫС и нарисовать, как разматывается клубок. Нарисовать путь самолета АСА-ОСО-АСУ-АСЫ. Нарисовать путь рыбки, произнося слоги СТА-СТО-СТУ-СТЫ. Провести ровные дорожки по пунктирным линиям и произнести слоги: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ. Показать, как ползет крокодил, плывет рыбка. Провести карандашом прямую, волнистую и наклонную линию, проговаривая слоги АЛ, ОЛ-УЛ, ЫЛ. Повторять слоги АЛА, АЛО, АЛЫ, АЛУ, одновременно обводить линии взлетов и приземлений летательных предметов. Обвести волны, в которых плавают дельфины, произнося слоги ГЛА-ПЛА-СЛА-ФЛА. Произносить слоги: АР-ОР-УР-ЕР-ЯР, одновременно рисуя путь ракеты. В работе над автоматизацией звука в слогах можно использовать игрушки из «киндер-сюрприза». Дети очень любят эти игрушки и стараются произносить звуки в слогах правильно.
Выбери львят, дельфинов, крокодильчиков и скажи столько же раз слог СА, СО, СУ, СЫ Если скажешь правильно львята попадут в Африку, помоги им. Скажи столько раз слог АС, ОС, УС сколько красных, желтых и синих карандашей я показала. Выбери только красные шарики и скажи столько же раз слог ЛА. Использование лексических тем служат богатым материалом на этапе автоматизации звука в слогах. Веселый повар решил сварить компот, что ему для этого понадобится? Назови одним словом. Проговаривая слоги АШ, ОШ, УШ, ИШ, ЕШ, ЯШ, проводи линии от фруктов к повару. «ОДЕЖДА» Провести линии от клубочка к иголочке, подобрав нужный цвет. Повторить слоги: АШ-ОШ-УШ-ИШ Ответить на вопросы: Из чего связана шапочка? (из шерсти) Какая шапочка? (шерстяная) Какого она цвета? (…) «Коза и козлята» Посмотри на картинку и скажи, куда спрятаны козлята, откуда выглядывают козлята? Провести дорожки от козлят к маме-козе, проговаривая слоги ЗА-ЗЫ-ЗО-ЗУ. Эти упражнения по развитию пальцевой моторики для автоматизации звуков в слогах стимулируют действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении дефектов произношения у детей, совершенствуют внимание и память, облегчают усвоение навыков письма. Чем больше анализаторов задействовано в коррекционной работе над звукопроизношением, тем эффективнее ее результат. Упражнения на автоматизацию звука в слогах и словах: «Подбери слово» В предложении потерялись слова. Я буду называть предложение, а ты его закончи. Только твое слово должно быть со звуком Л (Мама купила … лыжи, юлу, стул). «Рассмеши Несмеяну» Несмеяна сидит высоко, но мы построим мостик. Выложи бревнышки моста — карточки со звуком «Л» по правилу: сперва бревнышки: слова из 1 слога, потом из 2 слогов, потом из 3 слогов. А теперь, взобравшись к Несмеяне, будем ее смешить, для этого назови любую картинку 5 раз с различной интонацией. «Бабочки» Очень любят летать, особенно над свист поляной. На столе карточки со звуком С. Бабочка должна опылить как можно больше цветов на поляне. Она должна сесть на цветок и назвать его. «Слова-друзья» Перед ребенком карточки со звуком С, С’, З,З’. Ребенок должен собрать друзей, причем дружить могут - только те слова, в которых совпадают число слогов - слова которые начинаются с одного звука Автоматизация изолированного звука в слогах, коррекция неречевых психических функций. Монотонность упражнения на автоматизацию часто приводят к тому, что ребенок закрепляет звук, только на занятиях у логопеда, а дальше не хочет заниматься этой утомительной работой. Грамотно составленные домашние задания помогут предотвратить эту ситуацию. Рассмотрим варианты домашних заданий, совмещающих автоматизацию звуков с развитием сенсорных функций, зрительного и слухового внимания, памяти, устной речи. Большинство заданий можно использовать для автоматизации любого звука. Распутай веревочку (на развитие оптико-пространственного восприятия и зрительного внимания) Автоматизация звуков в слогах. Коррекция неречевых психических функций. «Перепутанные картинки» «Обвести по точкам» «Придумай рифму» Автоматизация звука в словах. Работа над лексической темой. Расширение словаря существительных по определенной теме: Упражнение «угадай профессию» Задача: ответить на вопросы Кто готовит еду? (повар) Кто сочиняет музыку? (композитор) Кто водит машину? (шофер) Развитие словарного запаса. Упражнение «животные» (назвать картинки с изображением животных и птиц, в названии которых есть звук «Р» — корова, ворона, рысь, крот, крокодил, верблюд, тигр) Упражнение «запомни, повтори одним словом» Назови… брусника, морошка, черника (ягоды) Топор, рубанок (инструменты) Груша, персик, гранат (фрукты) Рубашка, шорты, куртка (одежда) Автоматизация звука в словах, работа над грамматической системой речи. Закрепление форм множественного числа глаголов в настоящем времени Упражнение «Один и вместе» Задание: рассмотреть картинки и соединить похожие. Назвать, чем похожие картинки отличаются (Повар готовит – повара готовят). Закрепление форм именительного падежа, множественного числа. Упражнение «Один-много» Задание: назвать один предмет и много таких предметов (пчела-пчелы, кукла-куклы) Закрепление форм винительного и дательного падежа существительных. Упражнение «Угощение» Задание: рассказать, чем надо накормить каждого из этих животных (воробью – зерно, Закрепление навыков согласования существительных с порядковыми числительными. Упражнение «Считаем до 5» Ребенок дает картинки, в названии которых есть требуемый звук. Задание: назвать картинки и сосчитать по образцу – одна рыбка, две рыбки. Автоматизация звука в словах, развитие навыков словообразования
Использование суффиксов онок/енок, от/ят. Упражнение «детеныши».Даны картинки с изображениями дельфина, лисы, тюленя, льва и их детей.Задание: помочь мамам найти своих детей, назвав их: У лисы – лисенокУ льва — … Образование притяжательных прилагательных. Упражнение «Чей, чья, чье?»Задание: как сказать иначе (клюв вороны – вороний клюв, рог барана – бараний …) Образование относительных прилагательных. Упражнение «Скажи какой?»Задание: Скажи иначе (сок из груши – грушевый, яблоко – яблочный пирог) Рассмотренные задания позволяют при закреплении звука одновременно развивать у дошкольников предпосылки письменной речи, т.е. базис письма. Таким образом разумно подобранные домашние задания позволят в ходе коррекции звукопроизношения проводить профилактику дисграфии, не увеличивая при этом объема самих заданий и не создавая для ребенка дополнительной нагрузки. Спасибо за внимание!
|