Играя, обследуем речь детей |
Логопедия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Деш Оксана Владимировна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21.10.2021 21:55 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Играя, обследуем речь детей Игра, имеет разные целевые функции, но особо следует отметить ее диагностическую роль. При использовании игры с целью диагностики педагогу нужно четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры. Менять задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания; осуществлять индивидуально – дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил. Игра может быть использована не только как метод диагностики, но еще и как средство коррекционной работы. Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста требует обследования языковых и не языковых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития. Главная цель диагностического обследования – получить информацию о реальном состоянии объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса. На основании этой информации, разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ «ПОПУГАЙ» Помоги попугаю произнести названия картинок на экране телевизора Предложите ребенку назвать картинки или повторить за вами. С-сумка, носок, усы, нос; Сь-сеть, письмо, гусь; З-зубы, замок, ваза, коза; Зь-зебра, зима, узел; Ц-цепь, цветы, кольцо, индеец; Ч-чайник, очки, мяч, ключ; Щ-щетка, овощи, плащ; Ш-шапка, кошка, машина, душ; Ж- жук, ужи, ножи; Л-лампа, лук, молоко, укол; Ль – лев, лимон, малина, медаль; Р- рыба, ведро, корова, забор; Рь- репа, карета, орехи, дверь; i-йог, яблоко, юбка, ёлка; ОБСЛЕДОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ «СМЕШАРИКИ» Смешарики спрашивают тебя, кто что делает? Кто как передвигается? Кто как голос подает? (ответить на вопросы по картинкам).
ОБОБЩЕНИЯ «МАША И МИША» Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке: Маша, хочет запутать Мишу, найди еще одну картинку, которая подходит к ряду, назови все картинки в ряду одним словом
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОДА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ «ДОМИКИ» Разложите перед ребенком картинки из задания на согласование прилагательных (мяч, шапка, ведро, шорты, апельсин, бабочка, блюдце, грачи, колокольчик, мышь, платье, шишки). Спросите ребенка: «Как еще можно сказать про бабочку (он, она или оно)?» В зависимости от ответа предложите заменить слово бабочка на слово «она». Предложите ребенку разложить по секторам на фоне. Про что можно сказать: он (мой) - мяч, она (моя) - мышка, оно (мое) - блюдце, они (мои) – шишки.. ЧАСТИ ПРЕДМЕТА (Покажи и назови части предметов)
ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ «ТРИ ПОРОСЕНКА» Что у волка, а что у трех поросят? У волка шапка, у поросят-шапки. Чего много у поросят? (Шапок)
СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ «ДЕВОЧКА И СЧЁТЫ» Помоги девочке посчитать предметы и назвать правильно. Отвечая на вопрос «Сколько?», нужно пересчитать с ребенком изображенные предметы и попросить обязательно их назвать. Обратите внимание на то, что слова, их обозначающие, будут изменяться, когда встанут рядом с числами 2 и 5.
ОБРАЗОВАНИЕ УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ «ПОДАРКИ МАМЫ И ДОЧКИ» Назови , что подарили маме, а что дочке?
СОГЛАСОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ «ХУДОЖНИК» «Что у художника на картине, и какого цвета?» «Я буду называть, что тут нарисовано, а ты говори мне, какого цвета этот предмет».
|