Пояснительная записка
Обновление содержания общего образования обуславливает необходимость определённых изменений в системе дошкольного образования. Анализируя процессы, происходящие сегодня в дошкольном образовании, можно выделить приоритетные линии разработки, которые обеспечивают качество и доступность образования, что, в свою очередь, имеет несколько составляющих. Во-первых, это качество образовательных программ, определяющих стратегию и тактику педагогической работы. Во-вторых, качество образовательной среды,
в которую входят материальный и “отношенческий” компоненты. В-третьих, качество работы педагога, его профессиональная подготовка, способность учитывать личностные характеристики воспитанников, умение выбрать наиболее успешный путь взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Данная расстановка акцентов помогает осмыслить изменения, происходящие в деятельности не только общеразвивающих, но и коррекционных группах ДОУ. Всё это побуждает совершенствовать коррекционно-педагогическую деятельность, искать новые методы и приёмы работы, необходимые для обеспечения своевременной коррекционной и профилактической помощи детям названной группы.
Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами (от 45 до 60%). Речь – это не врождённая способность, она формируется постепенно. К пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, не сформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но целенаправленное развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации средствами музыкально-логоритмических занятий даёт значительную динамику в их формировании у детей, посещающих логопедические группы.
Главный принцип проведения музыкально-логоритмических занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера ребёнка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.
Настоящая программа составлена для детей дошкольного возраста 4-7 лет (средняя, старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного мимнмума содержания по музыкальному воспитанию для ДОУ (“Программа воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) с учётом обновления по парциональным программам “Ладушки” (Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста) авторы И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева, “Топ-хлоп, малыши” (Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста) авторы Т.Н.Сауко, А.И.Буренина, “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)” Н.В.Нищевой.
Цель программы – преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.
Задачи
образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- знакомить с метроритмикой;
воспитательные:
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;
коррекционные:
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
Программа предполагает проведение логоритмических занятий фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе 15-20 минут, в старшей – 20-25 минут, в подготовительной – 25 – 30 минут. Общее количество учебных занятий в год – 31.Диагностика проводится 2 раза в год (вводная – в сентябре, итоговая – в мае). Одежда должна соответствовать роду логоритмической деятельности: футболка, шорты, чешки. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- на развитие внимания;
- регулирующие мышечный тонус;
- счётные упражнения;
- формирующие чувство музыкального размера;
- на развитие чувства темпа и ритма;
- на развитие координации движения;
- на координацию речи с движением;
- на координацию пения с движением;
- на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- фонопедические упражнения по методу В.В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать на других занятиях. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и др. В подготовке и проведении логоритмических занятий необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, логопеда, воспитателя, психолога. Организатором занятий может выступать музыкальный руководитель, логопед. Содержание программы Средняя группа
Музыкально-ритмические упражнения и игры.
1. Формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.
2. Учить менять движения в соответствии с двухчастной и трёхчастной формой музыки.
3. Совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега).
4. Учить ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно).
5. Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений, используя мимику.
Артикуляционная (логопедическая) гимнастика.
1.Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность.
2. Растягивать подъязычную связку (уздечку).
3. Обучать равномерному и продолжительному выдоху.
4. Отрабатывать движение верхней губы вверх и вниз.
5. Учить удерживать губы и язык в заданном положении.
6. Развивать силу выдоха.
7. Укреплять мускулатуру языка и щёк.
8. Укреплять жевательно-артикуляторные мышцы.
Пальчиковая гимнастика.
Развивать моторику кистей и пальчиков рук.
Фонопедические упражнения.
1. Укреплять гортань.
2. Прививать навыки речевого дыхания.
Пение.
1. Формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно.
2. Формировать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами.
3. Учить смягчать концы фраз, чётко произносить слова.
4. Учить петь мелодию, передавая характер музыки.
5. Учить петь с инструментальным сопровождением и с помощью музыкального руководителя (воспитателя).
Игра на детских музыкальных инструментах.
Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
Коммуникативные игры и танцы.
Развивать эмоциональность и позитивное самоощущение.
Упражнения на релаксацию.
Снимать эмоциональное и физическое напряжение. Старшая группа
Музыкально-ритмические упражнения и игры.
1. Продолжить формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.
2. Учить самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной и трёхчастной формой музыки.
3. Продолжить совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега).
4. Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений, используя мимику.
Артикуляционная (логопедическая) гимнастика.
1. Вырабатывать энергичное сокращение мускулов гортани, глотки.
2. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку, вырабатывать движения языка вверх.
3. Вырабатывать выдувание воздуха поочерёдно правым и левым углом рта.
4. Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в расслабленном состоянии.
5. Развивать умение поднимать боковые края языка.
6. Стимулировать движения нижней челюсти.
7. Укреплять губы.
8. Развивать гибкость и точность движений кончика языка, вырабатывать умение быстро менять положение языка.
9. Развивать мимико-артикуляторные мышцы.
10. Развивать мышцы шеи.
|