Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Родительского собрание-практикум: «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка».
Логопедия
Автор: Кумаченко Наталья Анатольевна   
26.06.2016 10:54

Родительского собрание-практикум: «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка».Родительского собрание-практикум: «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка».

Кумаченко Наталья Анатольевна МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Теремок» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей г. Лянтор Тюменская обл. Сургутский район, ХМАО Югра учитель-логопед

Пояснительная записка

В последние годы отмечается значительная тенденция увеличения количества детей, приходящих в детский сад с признаками выраженных речевых расстройств. Также, все чаще к нам поступает информация от учителей начальных классов, о том, что многим детям трудно усвоить школьную программу с первого класса, они путают, пропускают и переставляют звуки и слоги. Дети не могут определить количество, последовательность и место звука в слове, не понимают прочитанного. Все это указывает на фонетико-фонематическое недоразвитие.

 

Для развития фонетико-фонематической системы необходимо развивать языковую способность, так как она теснейшим образом связана с особенностями развития высших психических функций.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонетико-фонематической системой языка, перейдут в разряд учащихся с нарушениями письма и чтения. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по развитию языковой способности.

Актуальность данного мероприятия обусловлена недостаточным вниманием родителей к проблеме речевого развития детей. Большинство родителей, все проблемы, связанные с обучением, воспитанием и коррекцией нарушений речи у детей, перекладывают на детский сад, сами при этом совершенно отстраняясь от этого процесса. Чтобы исправить данное мнение, и активно вовлечь родителей в процесс коррекции речи, в качестве практического материала мною представлен конспект родительского собрания-практикума.

Данное мероприятие разработано для родителей воспитанников старшей группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, посещающих логопедический пункт.

Правовые основы организации родительского собрания:

Разработано в соответствии с ФГОС ДО, примерной основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; программой Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием», с соблюдением норм и правил СанПиН 2.4. 1. 3049-13.

Форма проведения: собрание-практикум.

Цель: повышение компетентности родителей воспитанников (с фонетико-фонематическим недоразвитием речи) в вопросах развития фонематического слуха, автоматизации и дифференциации поставленных звуков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Установление партнерских отношений с семьей ребенка с нарушением речи, создание атмосферы общности интересов.
  2. Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи ребёнка, пробудить в них интерес и желание участвовать в коррекции речи своего ребенка.
  3. Познакомить родителей воспитанников с играми и упражнениями, направленными на развитие фонематического слуха, автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков детей, которые можно организовать в домашних условиях.

Участники: Родители воспитанников, учитель-логопед.

Материал и оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, наклейки-смайлики, колокольчик, кузовок, цветы с синими и зелеными серединками для игры «Цветы и пчёлка».

Программное обеспечение:

Microsoft Office PowerPoint 2007

Использование технологий:

Использование презентации (Microsoft Office PowerPoint 2007) для повышения уровня восприятия информации.

Предварительная работа:

  1. Разработка сценария собрания-практикума.
  2. Подготовка необходимого оборудования и материала для проведения мероприятия.
  3. Подготовка презентации «Игры на развитие фонематического слуха детей».

План проведения:

  1. Доклад учителя-логопеда на тему «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка».
  2. Презентация «Игры на развитие фонематического слуха детей».
  3. Практикум для родителей «Игра – как средство преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи дошкольников».
  4. Подведение итогов собрания-практикума. Рефлексия.

Основная часть

1. Сообщение учителя-логопеда на тему «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка».

Добрый вечер, уважаемые родители. Работая с детьми, имеющими различные нарушения речи, понимаешь, что главные и единственные помощники в этой работе – это вы, родители! Кто, как не вы, понимая и осознавая всю важность всей коррекционно-развивающей работы, становитесь самыми главными союзниками, и помогаете ребенку окунуться в прекрасный мир правильной речи. Поговорим сегодня о преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка. Формирование фонематического слуха является важной задачей в развитии речи дошкольников. В процессе становления речи происходит нравственное, эстетическое, умственное воспитание, ребенок познает окружающую среду, предметный мир и развивается как личность в целом.

Вообще, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов. У детей с ФФНР сочетаются нарушения произношения и восприятия звуков речи (фонем).

Я кратко расскажу Вам о состоянии звукопроизношения у детей с ФФНР. Обычно звуки, сложные для произнесения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р, звук ф — вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д ( «табака» вместо собака). Причинами такой замены является недостаточная сформированность фонематического слуха. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называют фонематическим. Так же, у ребенка имеется нестойкое употребление звуков в речи, т.е. некоторые звуки по инструкции он произносит правильно, но в речи они отсутствуют. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонематические нарушения, которые не влияют на смысл слова. Несформированность фонематического восприятия выражается в нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи. Обычно детей 6 лет с ФФНР зачисляют в логопедическую группу на один год. И при успешной коррекции слух и речь восстанавливаются.

Хочу также отметить, что основной задачей логопеда является коррекция звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовка к обучению грамоте. Мне хотелось бы видеть в вас помощников. Четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте – всему свое время. Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить детей к обучению в школе.

2. Презентация «Игры, способствующих развитию фонематического восприятия у детей».

Учитель-логопед. Вашему вниманию мы хотим представить презентацию «Игры, способствующих развитию фонематического восприятия у детей».

1-й слайд. Игры и упражнения развивающие способность узнавать и различать неречевые звуки.

Можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д.

  1. Игра «Что ты слышишь?». Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
  2. Игра «Угадай по звуку» — определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.
  3. Игра: «Угадай что звучит». Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.

Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, предлагаем послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом взрослый устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название

2-й слайд. Игры учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

  1. Игра «Узнай по голосу». Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.
  2. Игра «Три медведя».

Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

3. Игра «Животные и их детёныши».

Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

3-й слайд. Цель этих игр научить детей различать слова, близкие по звуковому составу.

1. Игра «Хорошо послушай». Взрослый дает ребенку два круга – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван …).

Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.

2. Игра «Добавим и запомним». Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша. Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша, наша / каша, Паша, наша, Гаша / Маша, Таша, чаша, Саша.

3. Игра «Найди пару».

Ход игры: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.

4-й слайд. Дети учатся различать слоги.

  1. Игра «Цепочка». Слоги произносятся по очереди ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА……, ТО-ПУ-АХ…
  2. Игра «Запомни и повтори». Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.
  3. Игра «Живые слоги». Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

5-й слайд. Учим детей различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

1. Игра «Покажи картинку».

Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а» и т.д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.

6-й слайд. Игры на развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.

  1. Игра «Спой начало». Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица – У.
  2. Игра «Назови конец». Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т
  3. Игра «Назови по порядку». Полный звукослоговой анализ слова: РАК – Р, А, К.
  4. Игра «Синий — красный». Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: Б – синюю, И – красную и др.
  5. Игра «Найди синий домик». Дети закрывают синими фишками все согласные звуки: дом – Д, М; только заданный согласный, например М в словах: ум, мы, дом, мох.
  6. Игра «Слово рассыпалось». Произносятся три звука, например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово – СОК.
  7. Игра «Составь слово».

Ход игры:

  1. вариант: Ребенок называет первый звук каждого слова и рисует под картинкой значок, обозначающий гласный или согласный (мягкий или твердый) звук.
  2. вариант: Ребенок называет первый звук каждого слова и пишет под картинкой букву, обозначающую данный звук.

Вы познакомились с играми, которые можете проигрывать с детьми в кругу семьи. А сейчас мы проиграем их вместе с Ваами.

3. Практикум для родителей «Игра – как средство преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи дошкольников»

Логопед. Уважаемые родители! Сейчас я предлагаю вам поиграть так, как мы играем с детьми в детском саду. Учитель-логопед приглашает родителей встать в круг.

Логопед. Предлагаем вашему вниманию игру «Любопытный». Я задаю вопрос, каждому из вас по очереди, а вы придумываете ответы, так чтобы они начинались с определенного звука, например со звука /Г/.

- Где вы живёте? (в городе)

- Где ваша машина? (в гараже)

- На чём вы любите играть? (на гитаре)

- Где остановились гости? (в гостинице)

- Где напечатана статья? (в газете)

- В какую страну вы хотели бы поехать? (в Грецию) и т.д.

Логопед. Как вы думаете, что мы тренируем этим упражнением? Ответы родителей (Умение подбирать слова с заданным звуком).

Логопед. Эта игра всем известна с детства Игра «Цепочка слов»: необходимо называть слова друг за другом. Каждое новое слово должно начинаться на последний звук слова, которое сказали раньше. Например – лук – корова – ананас …предлагаю вам продолжить цепочку. Логопед. Составляя цепочку мы упражнялись в……… (ответы родителей, правильно, в определении первого и последнего звука в слове

Логопед. Игра «Кузовок». У меня есть кузовок – в него мы будем собирать слова, которые заканчиваются на –ок. Предлагаю вам из предложенных предметов выбрать нужные слова: колобок, грибок, утюжок, клубок, сапожок, гребешок, уголок, зубок, молоток, пирожок, бугорок…и положить в мой кузовок.

Логопед. А что развивает эта игра? Ответы родителей (умение выделять последний слог в слове).

Логопед. Следующая игра «Где звенит колокольчик?», развиваем устойчивое слуховое внимание. Вам необходимо закрыть глаза и угадать где звенел колокольчик (справа, слева). Молодцы!

Логопед. И заключительная Игра «Цветы и пчёлка». Предлагаем вам по два цветка: у одного серединка синяя, а у другого – зелёная. Я называю слова, если первый звук в слове мягкий согласный, то вам необходимо поднять цветок с зелёной серединкой, а если звук твёрдый, то с синей (дача, борода, деревня, мелодия, родина, гитара, сапоги, ноги, телега, гном, губы, лиса, весна, банан, рыба).

Логопед. Закончите предложение: «Эта игра упражняет в выделении первого… (звука в слове) и определение его… (твердости и мягкости).

Все упражнения в которые мы проиграли, помогут в преодолении фонетико-фонематического недоразвития речи детей. Брошюра с этими играми вам в подарок.

4. Подведение итогов родительского собрания. Рефлексия.

Логопед. Как ваше настроение? Было ли вам интересно на нашем мероприятии? Что интересного вы узнали? (Высказывания родителей).

Логопед. Важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи. В эти игры можно играть по дороге в детский сад. На кухне, занимаясь своими делами. Нужно беседовать, разговаривать, больше и чаще читать с ребенком книг и обсуждать прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания.

Я предлагаю вам принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в домашних условиях с детьми. Принимать активное участие в любых играх с детьми, побольше общаться с ними.

Уважаемые родители, прошу вас оценить продуктивность нашей встречи и на листочках приклеить смайлик в том месте, где результат встречи совпадает с личными ощущениями:

  • Собрание для меня было полезным, узнал (ла) много нового.
  • Ничего нового для меня не было, время потрачено зря.

Логопед. Я благодарю вас за активное участие. Прошу вас дома заполнить опросник о проведенном мероприятии. До новых встреч.

Проект решения родительского собрания:

  1. Использовать информацию, полученную на родительском собрании, для развития фонематического слуха детей.
  2. Уделять внимание речевому развитию: больше общаться с ребенком, играть в речевые игры, читать книги.
  3. Подготовить семейный фото отчет «Играем вместе», об использовании игр для развития фонематического слуха и восприятия.

Считаю, что поставленные задачи полностью реализованы, родители снтересом включились в ход собрания-практикума. Обратная связь показала полную удовлетворенность родителей проведенным мероприятием, все присутствующие родители посчитали, что собрание было полезным.

В дальнейшем планирую провести собрание-практикум на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Диагностический инструментарий

для оценки качества организованной деятельности

  1. Какая предварительная работа была проведена, и как была выявлена проблема?
  2. Удалось ли вызвать интерес у родителей к проблеме?
  3. В чем проявлялась активность родителей?
  4. Какие формы и методы были использованы для обеспечения заинтересованности родителей?
  5. Была ли продумана обратная связь с родителями?
  6. Удалось ли полностью реализовать поставленные цели и задачи?
  7. Какие трудности возникли при проведении мероприятия?

Опросник для родителей о семинаре-практикуме на тему

«Развитие и обогащение словаря ребенка»

  1. Как Вы считаете, необходимо ли проводить такие семинары-практикумы для родителей. Почему?
  2. Если да, то, на какие темы
  3. Что нового Вы узнали из семинара?
  4. Пригодятся ли Вам полученные на семинаре знания и умения для развития словаря Вашего ребенка?
  5. Что вы постараетесь применять в жизни из полученной на семинаре информации?

Благодарим за сотрудничество!

Список источников:

  1. Ванюхина Г.А. «Воспитание фонетико-фонематического восприятия» // журнал Логопед № 8, 2008.
  2. Власова Т.М. Фонетическая ритмика. – М., 2000.
  3. Дворецкая Г.Л. «Приемы работы по формированию навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова». // ж-л Логопед №1, 2009.
  4. Корнилова Л.А. «Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников». // ж-л Логопед №2, 2009.
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием. — М., 2004.
  6. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
  7. Садовникова И.Н. Нарушение письтменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2004
  8. Соловьева Н.В. «Таблица для анализа звукового состава слова: новые варианты традиционной методики». // ж-л Логопед №8 2008.
  9. Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом». – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
  10. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей/Т. Б. Филичева, Т.В. Туманова. — М.: "Гном-Пресс", 1999. -80с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год