«Использование опорной наглядности и графической символики в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста» |
Логопедия | |||
Автор: Порохова Эльвира Геннадьевна | |||
23.10.2021 12:28 | |||
«Использование опорной наглядности и графической символики в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста» «Учите ребенка каким –либо неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету» К.Д. Ушинский В дошкольном возрасте одной из главных задач воспитания и обучения является речевое развитие детей, в старшем дошкольном возрасте при подготовке детей к школе упор делается на формирование связной монологической речи (описательно-повествовательной). Монологическая речь психологически считается более сложной, чем разговорно-обиходная. Она отличается большей развернутостью, требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию речи. Она сложнее и в лингвистическом отношении: чтобы быть понятной слушателю в ней должны быть использованы полные распространенные предложения, наиболее точный словарь. Монологическая речь требует полного раскрытия содержания, соблюдения лексической точности, умения выделять главное в теме, сравнивать и анализировать.
Основой для становления связной речи является свободное владение словарем и грамматическим строем речи. Наблюдения за детьми, беседы с учителями начальной школы говорят о том, что вопрос развития связной речи детей является очень важным и актуальным. Ведь в настоящее время телевидение, компьютерные игры, разные производные гаджеты заменили нашим детям живое общение, общение с художественной литературой. Дети не хотят читать, речевой опыт у них ограничен, языковые средства несовершенны, речь бедна. Родители заняты работой, заботами, им некогда почитать ребенку книжку, обсудить ее содержание, выучить стихотворение. Это проблема современного мира. Без овладения данным видом речевой деятельности детям трудно усвоить основы школьных наук. Поэтому эта работа ведется в детском саду, и, благодаря системе специального обучения дети постепенно овладевают этой формой речи. Для детей с речевыми недостатками монологическая речь представляет еще большую трудность. Трудность заключается в неполной сформированности речи во всех ее компонентах (фонетике, лексике, грамматике). Одним из направлений работы с детьми в процессе овладения ими монологической речью (рассказом, пересказом) является использование наглядной опоры и графической символики. Пересказ входит в число ведущих способов формирования связной речи, это наиболее простой вид монологического высказывания, так как дается готовый текст, речевой образец. И значительная часть школьной программы основана именно на нем. Обучение пересказу способствует обогащению словаря, развитию внимания и памяти, усвоению норм построения предложения и целого текста. Работа над пересказом возможна уже с 4 лет. Чтобы процесс пересказа был интересным и разнообразным, педагоги должный найти наиболее эффективные методы и приемы. Одним из них является создание плана пересказа в виде наглядной опоры: это картинки-символы, фабульные картинки (серия последовательных картинок), графические схемы. Обучение пересказу происходит в системе. На занятиях должна обязательно использоваться наглядность. В основе занятия лежит алгоритм структуры занятия по обучению пересказу с опорой на наглядность:
Пересказывать можно по цепочке или целиком. Рассказ – более сложный вид монологической речи, ребенок сам подбирает содержание рассказа, опираясь на свой опыт и речевое развитие. По форме рассказы бывают описательные и сюжетные. Описательные рассказы – это изложение характерных признаков каких – либо событий, явлений, предметов Он имеет определенную структуру: - начало (название предмета) - внешние характерные признаки (описание свойств) - описание существенных действий предмета или действий с ним В этом направлении широко используются разного вида и содержания картины с последовательными картинками (фото 1), опорные схемы или таблицы, в частности, опорные схемы Ткаченко Т.А (фото 2,3), мнемотаблицы и мнемодорожки Большовой Т.В. (система «Мнемотехника»), (фото 4,5) ФОТО 1 ФОТО 2 ФОТО 3 ФОТО 4 ФОТО 5 Использование опорных схем возможно и с детьми более младшего дошкольного возраста, с постепенным усложнением в последующих возрастных группах. Например, в младшей группе при ознакомлении детей с темой «Овощи. Фрукты» мы выделяем всего 2 признака: форму и цвет, то соответственно опорная схема выглядит упрощенно: на ней изображены фигуры и пятна разного цвета. Пример: картинка «Капуста». Спросим детей: «Какая капуста?» Схема выглядит так: КРУГ И ЗЕЛЕНОЕ ПЯТНО. Далее можно усложнить, ввести в схему еще один признак, обозначим третью часть изображением ваты и палочки. Вопрос: «Какая капуста на ощупь?» (твердая и крепкая) В средней группе можно добавить 4 часть в схему в виде капельки, мы будем определять сочность овоща или фрукта. В старшей группе схема будет состоять из 6 частей:
В подготовительной группе можно добавить еще часть для определения вкуса, символом могут быть лимон и конфета (кислый, сладкий). Мнемотаблицы – это видоизмененные опорные схемы, используются при изучении разных лексических тем, состоят из картинок- символов, несущих определенное лексическое содержание. Схемы – описания возможно использовать и при работе с пейзажной картиной и портретом Например:
Сюжетный рассказ – передача каких – либо событий, действий, где есть действующие лица. Для сюжетного рассказывания используются предметные и сюжетные картинки, серии последовательных картин, пиктограммы. Для составления рассказов по серии картин «Животные», типа «Собака со щенятами», «Кошка с котятами» можно использовать метод наращивания текста с опорными картинками
Добавляем вопрос: Какая собака? Какие щенята? (т. е. даем их описание) Добавляем вопрос: Что делают? И.т. д. Сравниваем рассказ первоначальный (сжатый) и последующий (после добавления вопросов), делаем вывод, что чем длиннее рассказ, тем он интереснее, мы больше из него узнаем. При заучивании стихов и скороговорок также используется графическая наглядность, пиктограммы, опорные предметные картинки – это «прием иллюстрирования» (фото 6). Пользуясь приемом иллюстрирования, дети легче и быстрее запоминают материал, ведь каждое предложение зашифровано в какое – либо обозначение (знак, картинку). ФОТО 6 Используя перечисленные методы и приемы, мы развиваем не только речь, но и образное мышление, память и внимание. Учитель – логопед Порохова Э. Г. МКДОУ д/с «Рябинка» г. Тайшета, Иркутская область
|