Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики. |
Логопедия | |||
Автор: Канева Елена Васильевна | |||
19.03.2017 07:34 | |||
Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики. Человек правильно произносит различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Уже в младенчестве ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения отдельными звуками или их сочетаниями (бормотание, лепет). Такие движения являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Для четкой артикуляции звуков речи нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. К сожалению, процесс подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению достаточно длителен. Одни и те же упражнения быстро надоедают детям. И каждый педагог старается как-то его разнообразить, сделать более интересным для ребёнка. В своей работе я использую следующие нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики:
Одна из нетрадиционных технологий, используемая мною на индивидуальных логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, является биоэнергопластика.
Биоэнергопластика – это сочетание плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть или губы. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой также преподносится детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче. Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, формированию пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка и губ, развитию памяти, внимания, мышления. Рекомендую педагогам дошкольных учреждений включать артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой на занятия по развитию речи. Комплекс упражнений с биоэнергопластикой (подготовка артикуляционная аппарата для постановки звука [ р]) 1. «Накажем непослушный язычок» Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя». В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему. 2. «Блинчик» Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10. Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз. 3. «Качели» Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать. Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх. 4. «Маляр» Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка «погладить» небо вперед – назад (как кисточкой). Ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад. 5. «Почистим верхние зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри). Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд. Указательный палец производит движение влево – вправо. 6. «Грибок» Открыть рот, улыбнуться, присосать язык к небу и удержать под счет от 1 до 10, затем щелкнуть (сорвать грибок). Повторить упражнение неоднократно. Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки. 7. «Гармошка» Улыбнуться, сделать «Грибок» и, не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, затем поднять (как игра на гармошке). Повторить упражнение 5 – 10 раз. Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами. 8. «Лошадка» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение 5 – 10 раз, губы улыбаются. Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье. 9. «Дятел – барабанщик» Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. Повторить упражнение 5 – 10 раз. Пальцы одной руки сомкнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой руки.
|