Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сценарий логопедического занятия с использованием развивающих игр В. Воскобовича
Логопедия
Автор: Мигунова Евгения Валериевна   
03.12.2024 13:02

Сценарий логопедического занятия с использованием развивающих игр В. ВоскобовичаСценарий логопедического занятия с использованием развивающих игр В. Воскобовича

Выполнила: Мигунова Евгения Валериевна, учитель-логопед, МБДОУ №78 "Ивушка", город Сургут

Пояснительная записка:

При зарождении педагогической науки считалось, что необходимо найти какой-то универсальный прием или группу таких приемов, которые позволяли бы добиваться желаемой цели. Так появились различные методики и технологии. Время не стоит на месте, у практиков накапливается опыт, меняются условия образования, появляются более эффективные методики и педагогические технологии.

На современном этапе развития дошкольного образования происходят значительные изменения в образовательном процессе: активно развивается инклюзивное образование, внедряются современные образовательные технологии, в том числе и коррекционно-развивающие.

 

Скачать конспект

В настоящее время развитие коррекционной педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования коррекционно-образовательного процесса, способы повышения мотивации обучающихся и повышения качества коррекции речи.

Учитель-логопед самостоятельно осуществляет выбор коррекционно-развивающих программ или разрабатывает их самостоятельно. Основной формой логопедической помощи детям являются коррекционно-развивающие занятия, на которых применяются как традиционным технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, технологии деятельностного и индивидуального подхода, личностно-ориентированные и др., так и современные.

В основе всех коррекционно-развивающих технологий лежит психолого-педагогический подход, исходным положением которого является рассмотрение речи как деятельности со всеми составляющими ее компонентами: игровой, учебной, двигательной, познавательной, творческой и коммуникативной (по Р.Е. Левиной).

В то же время необходимо помнить, что любой ребенок с отклонениями в своем развитии проходит все этапы онтогенеза, как и ребенок с нормативным развитием. Поэтому учитель-логопед должен создавать условия для опоры ребенка на внутренние силы и ресурсы, т.е. активно применять технологии развивающего обучения.

Под развивающим обучением, по мнению В.В. Давыдова, понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Л.С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развитии ребенка:

  1. сферу (уровень) актуального развития – уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может делать самостоятельно;
  2. зону ближайшего развития — те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых.

Зона ближайшего развития – большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве. Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому выстраивать коррекционно-образовательную деятельность необходимо именно через игру. Особенно это актуально для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), которые имею ряд особенностей в речевом и психическом развитии.

В соответствии с концепцией Л.С. Выготского об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей, в структуре речевого дефекта детей с ТНР прежде всего следует выделить общее, свойственное всем детям с общим недоразвитием речи, а затем специфическое, характерное лишь определенным их группам.

Если анализировать состояние речи детей с ТНР, то можно отмечать отставание от норм формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики, при этом речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи (ОНР) до развёрнутой речи с проявлением лексико-грамматической и фонетико-фонематической недостаточности (ФФНР).

Для воспитанников с ТНР характерно:

  • в звукопроизношении недифференцированное произнесение свистящих, шипящих, аффрикат и соноров, замены или смешения фонем
  • в словаре мало обобщающих понятий, редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы, затруднено словообразование
  • отмечаются аграмматизмы согласования существительных с прилагательными, числительными, характерны ошибки употребления предлогов
  • нарушение монологической речи
  • ошибки в передаче логической последовательности событий, пропуск отдельных звеньев
  • мало доступно составление рассказов.

Необходимо помнить, что возникновение речи существенным образом перестраивает память, восприятие и особенно мышление. Речь оказывает огромное влияние на мышление, позволяя совершенствовать мыслительные операции (Л. С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.). Слово само по себе становится орудием мышления, включаясь в познавательную деятельность ребенка. Вместе с тем, речевое развитие во многом определяется формированием познавательных процессов. Уровень развития мыслительных операций отражается в семантике ― основе высказывания. Уровень развития аналитико-синтетической деятельности сказывается на способности ребенка овладеть формально-языковыми средствами.

Поскольку язык и речь формируются в рамках общего психического развития ребенка, последовательность овладения языковыми единицами и правилами их использования тесно взаимосвязана с общим психическим развитием и подчинена тем же законам, что и развитие психики в целом. В связи с этим, комплексная коррекционно-логопедическая работа по преодолению речевых нарушений предусматривает единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности.

К средствам, с помощью которых можно стимулировать развитие психических процессов, познавательной активности ребенка и одновременно осуществлять коррекцию речи можно отнести развивающие игры В. Воскобовича.

Игры В. Воскобовича – это новая творческая и особенная система. Основные принципы, заложенные в основу этих игр – «интерес – познание – творчество» – становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Развивающие игры В. Воскобовича отличаются рядом особенностей, которые обусловлены структурой самой игры. Во-первых, вариативностью и некой незавершённостью игровых действий, то есть возможностью решать, придумывать и воплощать в действительность разнообразные игровые задания и задачи. Во-вторых, широким возрастным диапазоном участников игр – от 2-летних малышей до обучающихся начальной школы. В-третьих, возможность проявлять творчество как воспитанникам, так и педагогу. Это помогает поддерживать интерес детей в течение длительного времени, а педагогу – использовать различные методические приёмы, превращая логопедические игры в «долгоиграющий восторг». А это так актуально для детей с ТНР, которым требуется многократно упражняться в закреплении правильных речевых навыков.

Таким образом, игры В. Воскобовича – это систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал, он сопровождается специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями.

Напомню, что специфика логопедической работы с детьми заключается в многократном повторении речевого материала, закреплении сформированных умений. Использование же развивающих игр и пособий В. Воскобовича, комплексный подход в преодолении речевой патологии способствует положительной динамике коррекции речи детей.

Для данного логопедического занятия использовано наглядно-дидактическое пособие В. Воскобовича «Фиолетовый лес». Данное пособие представляет собой ковролиновую основу с закрепляющимися на ней элементами: силуэтами деревьев, листьев, кустарников, грибов, ягод, зверей, птиц, насекомых и пр. Все детали легко крепятся на ковролин, прочно на нем держатся. Благодаря красочным деталям и их разнообразию можно варьировать содержание каждого логопедического занятия, погружаться в сказочный мир, где обитают невероятные персонажи, решать множество коррекционно-образовательных и коррекционно-развивающих задач.

Также в ходе занятия использовались развивающие пособия В. Воскобовича «Конструктор букв – 1», «Теремки». Данные пособия уместны при ознакомлении детей с буквами, формировании аналитико-синтетической деятельности, чтении.

Необходимо отметить, что для детей старшего дошкольного возраста характерны элементы самостоятельности и соревновательности, поэтому организация групповых логопедических занятий в форме квеста или приключения заинтересовывают детей больше, чем традиционные, помогают в усвоении знаний и развитии умений при прохождении испытаний, выполнении предложенных заданий.

Поэтому данное групповое логопедическое занятие организовано в форме квеста, учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, соблюдает:

  • принцип системного подхода (взаимодействия различных компонентов речи и видов деятельности)
  • принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических функций)
  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития
  • принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные коррекционные цели и задачи с учетом реальных возможностей детей с ТНР, по возможности, обеспечивая равные стартовые возможности перед поступлением в школу)
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (содержание занятие выстроено в единой тематике).

Тема предложенного занятия – «Путешествие в Фиолетовый лес. Буквы М, м. Звуки [М] и [М’]» соответствует комплексно-тематическому планированию логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) на учебный год, содержанию коррекционной работы по преодолению речевых нарушений, а также входит в цикл логопедических занятий «Путешествие в Фиолетовый лес».

Тематический цикл занятий «Путешествие в Фиолетовый лес» включает разнообразные логопедические игры и упражнения, объединенные единой тематикой для обогащения и уточнения словарного запаса, развития навыков словоизменения, согласования и словообразования, вербального обозначения оптико-пространственных отношений, употребления предложных конструкций, развития связной речи, автоматизации и дифференциации звуков, формирования навыков языкового анализа и синтеза, знакомство с элементами грамоты. Помимо речевых задач, содержание занятий включает развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, оптико-пространственных и временных представлений, логического мышления, мелкой моторики и пр. Выбор заданий и упражнения для каждого занятия зависит от уровня развития детей, срока коррекционной работы, сформированных навыков, последовательности учебного материала (знакомство, обучение, закрепление, формирование и т.д.), поставленных задач (коррекция лексико-грамматических категорий, фонетико-фонематического недоразвития, обучение грамоте).

Цель данного занятия – закрепление акустических признаков звуков [М] и [М’], оптического образа буквы М; развитие навыков аналитико-синтетической деятельности. Для достижения цели ставились следующие задачи:

коррекционно-образовательные:

  • продолжать знакомить со звуками [М] и [М’], дифференцировать их от других
  • формировать умение различать звуки по акустическим признакам (гласные-согласные, мягкие-твердые, звонкие-глухие)
  • закреплять умение преобразовывать слова, изменяя в слове гласный звук
  • закреплять умение находить букву М среди других, конструировать ее из элементов
  • развивать навыки чтения слогов и слов
  • упражнять в употреблении предложений с однородными членами.

коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память
  • развивать координацию движений
  • развивать смекалку и сообразительность
  • развивать умения применять усвоенные знания для решения новых образовательных задач.

коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к ответам других детей
  • формировать волевые качества, терпеливость, выдержку.

Продолжительность занятия – 25 минут, что соответствует санитарно-гигиеническим требованиям к организации образовательной деятельности с дошкольниками.

Для организации логопедического занятия использовались: детская мебель, соответствующая антропометрических характеристикам детей; пособия «Фиолетовый лес» (1, 5 Х 2,5 м, ковролин), «Конструктор букв – 1», «Теремки», магнитно-маркерная доска, лотки для пособий и атрибутов, макеты деревьев и грибов, резиновые массажные коврики, разноцветные бумажные листья.

Так как занятие организовано в форме квеста, то основные этапы представляли собой испытания, которые детям нужно было преодолевать: находить спрятанное задание, добираться до места испытания по «кочкам», переступая через листья, вспоминать материал, изученный на предыдущем занятии, внимательно слушать и выполнять задание и др. Следовательно на протяжении всего занятия происходила смена деятельности детей, что способствовало поддержанию внимания, интереса и работоспособности детей на протяжении всей коррекционно-образовательной деятельности.

Решение поставленных задач происходило в процессе логопедических игр и упражнений «Измени слово», «Характеристика звука», «Лови звук», «Собери букву»; самостоятельной деятельности детей – поиск буквы среди других, конструирование буквы из предложенных элементов по образцу, составление слогов с заданными буквами, чтение слогов и слов.

На протяжении всего занятия применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, сюрпризные моменты, учитывались возможности каждого ребенка; непрерывно велась работа над уточнением, расширением, закреплением знаний детей о звуках и буквах, умением отвечать на вопросы полным предложением.

За каждое правильно выполненное задание (пройденное испытание), дети получали элементы для «оживления» леса: силуэты деревьев, листья, зверей, птиц и пр. Таким образом, в конце испытаний перед детьми появился Фиолетовый лес со своими обитателями. Дети смогли оценить собственные труды, подвести итоги занятия.

Воспитанники активно вступали в работу, с удовольствием проходили испытания. В результате занятия дети усвоили материал: закрепили знания о звуках [М] и [М’], запомнили зрительный образ буквы М, закрепляли навыки чтения слогов, слов.

В своей педагогической практике планирую использовать игровые пособия, предложенные В.В. Воскобовичем, так как предлагаемый материал интересен детям, стимулирует познавательную и речевую активность дошкольников, способствует эффективному усвоению программного материала. Разрабатываю цикл занятий по развитию грамматических категорий с использованием коврографа «Фиолетовый лес» для решения коррекционных задач (подборе антонимов, согласовании существительных с прилагательными и числительными, употреблении единственного и множественного числа существительных, образовании относительных прилагательных, употреблении предлогов и т.д.), а также развитию связной речи.

Для формирования навыков фонематического анализа и синтеза планирую использовать развивающий комплект «Коврограф «Ларчик» и «Лабиринты букв». для формирования ориентировки на плоскости «Игровизор» и «Геовизор».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год