Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Интерактивная логопедическая практика: постановка и автоматизация шипящего звука [ш]»
Логопедия
Автор: Мусий Тамара Михайловна   
12.03.2024 08:18

«Интерактивная логопедическая практика: постановка и автоматизация шипящего звука [ш]»«Интерактивная логопедическая практика: постановка и автоматизация шипящего звука [ш]»

Мусий Тамара Михайловна Учитель – логопед Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 108» г. Сыктывкара.

Речевое развитие детей в дошкольном возрасте является одним из главных задач образования. В настоящее время очень актуальна проблема отсутствия шипящих звуков у детей 5 – 7 лет.

После логопедических обследований детей старшего дошкольного возраста, за 2021 – 2022 и 2022 – 2023 учебный год, можно сделать вывод о том, что большое количество детей с нарушениями шипящих звуков, нежели с нарушениями других групп звуков речи.

Результаты диагностики можно увидеть на диаграмме №1, где отчетливо видно процентное соотношение нарушений звуков речи у детей старшего дошкольного возраста.

 Скачать конспект

Диаграмма №1.

Коррекцией и устранением недостатков произношения, в том числе шипящих звуков, занимались Р.Е. Левина, М.А. Александровская, К.П. Беккер, А.С. Герасимова, О.С. Жукова, В.Г. Кузнецова, Л.С. Волкова.

Основными этапами коррекционно – логопедической работы по преодолению недостатков звукопроизношения занимались Ф.Ф. Рау, О.В. Правдина, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, М.Ф. Фомичева, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, Т.Б. Филичева, Н.АЧевелева, Г.В. Чиркина.

После тщательного изучения этапов логопедической работы различных авторов, выбор был сделал, на этапах работы Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной и на их основе, мною разработана интерактивная версия процесса коррекционно – развивающей работы по звукопроизношению.

Цельюинтерактивной версии является: формирование шипящих звуков речи у детей старшего дошкольного возраста.

К основным задачам относятся:

  1. развивать фонематический слух;
  2. укреплять мышцы речедвигательного аппарата.
  3. учить детей отчетливо произносить звук [ш] изолированно, в слогах, словах, фразах и предложениях;
  4. определять позицию звука в слове;
  5. развивать диалогическую связную речь;
  6. расширять словарный запас через участие в интерактивных играх;
  7. развивать память, мышление.

Этапы логопедической работы подразделяются на:

I. Подготовительный этап. Целью, которого является: развитие слухового внимания и артикуляционной моторики.

Подготовительный этап содержит подразделы:

  1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука.
  2. Артикуляционная гимнастика.

II. Основной этап. Целью, которого является: формирование и использование шипящих звуков в речи.

Основной этап содержит подразделы:

  1. Постановка звука.
  2. Автоматизация звука.
  3. Дифференциация формируемого звука и смешиваемых с ним в произношении звуков.

III. Заключительный этап. Целью, которого является: закрепление шипящих звуков в разных видах самостоятельной речевой деятельности.

Заключительный этап содержит раздел:

1. Закрепление навыка произношения формируемого звука в разных видах самостоятельной речи детей и в различных коммуникативных ситуациях.

При этом каждый подраздел сопровождается разными вариантами интерактивных игр, заданий и упражнений. Данные игры могут варьироваться и меняться, но структура работы (этапы) остается неизменной, на основании закономерностей науки логопедии.

Целевой аудиторией являются дети дошкольного возраста 5 – 7 лет.

Приемы организации взаимодействия с целевой аудиторией: коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные, подгрупповые) по устранению недостатков звукопроизношения.

В результате примененияинтерактивной версии в своей работе, были отмечены следующие результаты: к концу учебного года по результатам диагностики было выявлено значительно меньше детей с нарушениями шипящих звуков. Это можно отследить в диаграмме №2.

Диаграмма №2.

Можно сделать вывод о том, чторазработанная технология эффективна в моей коррекционно – развивающей работе, так как отмечается значительная динамика в речевом развитии детей, к тому же детям было интересно заниматься, у них было желание обучаться, стараться, верновыполнять задания, упражнения и играть в интерактивные игры.

Данную разработку могут использовать как молодые специалисты (учителя-логопеды), так и педагоги с опытом работы, реализующие ООП ДОв группах общеразвивающего вида, АООП и АОП. Она хороша тем, что в ней уже есть интерактивные игры, что сэкономит время на подготовку к занятию и вызовет интерес у воспитанников.

Разработанную презентацию (интерактивную версию) со всеми играми, заданиями и упражнениями можно посмотреть и скачать на моем личном сайте, по QR – коду (в разделе «Разработки») или по ссылке: https: //drive. google. com/file/d/1lJJQvNC_ob6WBBperJkuLi6CJeEthTW9/view

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год