«Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игры при взаимодействии воспитателей и учителя — логопеда» |
Логопедия | |||
Автор: Попова Елена Владимировна Корякова Наталья Васильевна | |||
20.12.2023 12:40 | |||
«Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игры при взаимодействии воспитателей и учителя — логопеда» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 комбинированного вида» (Детский сад № 12), Свердловская область, город Каменск-Уральский, Авторы: педагоги Попова Елена Владимировна Корякова Наталья Васильевна Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и возникают препятствия в усвоении родного языка, его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими. Несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Личность детей с патологией речи формируется в условиях своеобразного развития вследствие имеющегося дефекта.
Своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка. Задержка проявления речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка. Не развитая диалогическая речь отрицательно влияет на способность детей к обучению и полноценной социальной адаптации, так как полноценная социальная адаптация невозможна без способности к диалогическому общению. Цель проекта: Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе коррекционной работы. Задачи проекта:
Проект является практико-ориентированный, включает в себя тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса, основан на принципах современной педагогики: 1) деятельностный подход, 2) принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены. В проекте используются методы и приемы:
Результат реализации проекта: В качестве критериев сформированности диалогической речи у дошкольников выступили следующие навыки:
Проект способствовал развитию диалогической речи у детей с ОНР. Благодаря целенаправленной работе по речевому развитию у детей с ОНР уменьшились количество логических ошибок в составлении диалогов. В результате проведения комплексно-игровых занятий по данной теме у большинства воспитанников наладились взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Основные направления коррекционной логопедической работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Одним из условий развития диалогической речи, по исследованиям А.Г. Рузской, является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Обучение диалогической речи протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях. В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит неподготовленная беседа. Она может проводиться во время режимных моментов: на прогулке, во время игры и т.д. Данный метод является самым естественным методом приобщения детей к диалогу, поскольку стимулом к участию в разговоре служат коммуникативные мотивы. На специальных занятиях по развитию диалогической речи используется прием подготовленной беседы. Подготовленная беседа направлена на то, чтобы научить детей выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника, а так же отработать произносительные и грамматические навыки, уточнить смысл известных слов. В беседе педагог:
Чтобы беседа проходила живо и доставляла радость, детям читают веселые стихи, сказки, рассматривают с ними картинки. Целью беседы в данном случае является не проверка знаний детей, а обмен чувствами, представлениями, переживаниями, высказывание собственного мнения, рассуждения. Диалогическому общению со сверстником служит также прием совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Последние исследования физиологов показали большое значение игры как деятельности, удовлетворяющей биологические, духовные и социальные потребности развивающейся личности ребенка. Игры с успехом могут применяться не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребенка, обещая обеспечить развитие диалогической речи в эмоционально привлекательной для детей форме. К игровым упражнениям в диалоге можно отнести:
Литературные произведения дают детям наилучшие образцы диалогического взаимодействия. Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировке стихов (чтение стихов по ролям), в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога. Народная педагогика создала множество небылиц, потешек
Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются игры-инсценировки. 4. Игры-инсценировки – это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Ценность таких игр состоит в том, что в них сочетаются репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно. Ценность игр-инсценировок и в том, что дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж. 5. Режиссерские игры – разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Все виды сюжетно-ролевой игры способствуют развитию связной речи, так как с помощью слова дети организуют сюжет и передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. Применение сюжетно–ролевых игр в работе с детьми позволяет пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Коррекционная задача. Научить играть в сюжетно-ролевые игры, планировать сюжет, брать на себя роль, активизировать речь, диалог — непосредственную, природную форму речи человека. Предполагаемый результат: Благодаря целенаправленной работе по речевому развитию у детей с ОНР уменьшится количество логических ошибок в составлении диалогов. В результате проведения комплексно-игровых занятий по данной теме у большинства воспитанников улучшится взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Проект может использоваться учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп для детей с речевым заключением ОНР. Участники проекта — дети старшего дошкольного возраста, учитель-логопед, воспитатели, родители. Проект может использоваться учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп для детей с речевым заключением ОНР.
|