Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игры при взаимодействии воспитателей и учителя — логопеда»
Логопедия
Автор: Попова Елена Владимировна Корякова Наталья Васильевна   
20.12.2023 12:40

«Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игры при взаимодействии воспитателей и учителя — логопеда»«Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игры при взаимодействии воспитателей и учителя — логопеда»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 комбинированного вида» (Детский сад № 12), Свердловская область, город Каменск-Уральский,

Авторы: педагоги Попова Елена Владимировна Корякова Наталья Васильевна

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и возникают препятствия в усвоении родного языка, его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава.

Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими. Несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Личность детей с патологией речи формируется в условиях своеобразного развития вследствие имеющегося дефекта.

 

Своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка. Задержка проявления речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка.

Не развитая диалогическая речь отрицательно влияет на способность детей к обучению и полноценной социальной адаптации, так как полноценная социальная адаптация невозможна без способности к диалогическому общению.

Цель проекта: Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе коррекционной работы.

Задачи проекта:

  • Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме проекта.
  • Создать педагогические условия для реализации проекта.
  • Разработать технологию логопедической работы по развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
  • Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами и родителями в условиях ДОУ.
  • Подобрать дидактический материал для использования в логопедической работе по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
  • Анализ результативности, перспективность проекта.

Проект является практико-ориентированный, включает в себя тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса, основан на принципах современной педагогики: 1) деятельностный подход, 2) принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены.

В проекте используются методы и приемы:

  1. игра (дидактическая, подвижная, сюжетно-ролевая, режиссерские, драматизацию;
  2. передача литературных текстов по ролям.
  3. инсценировка стихов, произведений УНТ

Результат реализации проекта:

В качестве критериев сформированности диалогической речи у дошкольников выступили следующие навыки:

  • владение речевым этикетом
  • запрос информации
  • реплицирование
  • составление диалога.

Проект способствовал развитию диалогической речи у детей с ОНР.

Благодаря целенаправленной работе по речевому развитию у детей с ОНР уменьшились количество логических ошибок в составлении диалогов.

В результате проведения комплексно-игровых занятий по данной теме у большинства воспитанников наладились взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Основные направления коррекционной логопедической работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Одним из условий развития диалогической речи, по исследованиям А.Г. Рузской, является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Обучение диалогической речи протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях. В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит неподготовленная беседа. Она может проводиться во время режимных моментов: на прогулке, во время игры и т.д. Данный метод является самым естественным методом приобщения детей к диалогу, поскольку стимулом к участию в разговоре служат коммуникативные мотивы.

На специальных занятиях по развитию диалогической речи используется прием подготовленной беседы. Подготовленная беседа направлена на то, чтобы научить детей выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника, а так же отработать произносительные и грамматические навыки, уточнить смысл известных слов.

В беседе педагог:

  1. уточняет и упорядочивает опыт детей;
  2. воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;
  3. приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;
  4. учит просто и понятно излагать свои мысли.

Чтобы беседа проходила живо и доставляла радость, детям читают веселые стихи, сказки, рассматривают с ними картинки. Целью беседы в данном случае является не проверка знаний детей, а обмен чувствами, представлениями, переживаниями, высказывание собственного мнения, рассуждения.

Диалогическому общению со сверстником служит также прием совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания.

Последние исследования физиологов показали большое значение игры как деятельности, удовлетворяющей биологические, духовные и социальные потребности развивающейся личности ребенка. Игры с успехом могут применяться не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребенка, обещая обеспечить развитие диалогической речи в эмоционально привлекательной для детей форме.

К игровым упражнениям в диалоге можно отнести:

  1. любую игру (дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, драматизацию), правилами или сюжетом которой предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями;
  2. передачу литературных текстов по ролям.

Литературные произведения дают детям наилучшие образцы диалогического взаимодействия. Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировке стихов (чтение стихов по ролям), в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога. Народная педагогика создала множество небылиц, потешек

  1. Подвижные игры с текстом, содержащие диалог.
  2. Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом.
  3. Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений

Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются игры-инсценировки.

4. Игры-инсценировки – это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Ценность таких игр состоит в том, что в них сочетаются репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно. Ценность игр-инсценировок и в том, что дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.

5. Режиссерские игры – разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем.

Все виды сюжетно-ролевой игры способствуют развитию связной речи, так как с помощью слова дети организуют сюжет и передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. Применение сюжетно–ролевых игр в работе с детьми позволяет пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении.

Коррекционная задача. Научить играть в сюжетно-ролевые игры, планировать сюжет, брать на себя роль, активизировать речь, диалог — непосредственную, природную форму речи человека.

Предполагаемый результат:

Благодаря целенаправленной работе по речевому развитию у детей с ОНР уменьшится количество логических ошибок в составлении диалогов.

В результате проведения комплексно-игровых занятий по данной теме у большинства воспитанников улучшится взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Проект может использоваться учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп для детей с речевым заключением ОНР.

Участники проекта — дети старшего дошкольного возраста, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Проект может использоваться учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп для детей с речевым заключением ОНР.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год