Речевое и физиологическое дыхание. Особенности формирования и развития у детей с речевой патологией. |
Логопедия | |||
Автор: Лешукова Алина Михайловна | |||
12.12.2023 21:21 | |||
Речевое и физиологическое дыхание. Особенности формирования и развития у детей с речевой патологией. Дыхание — совокупность процессов, результатом которых является потребление кислорода и выведение углекислого газа живыми организмами. Данный процесс непроизвольный и контролируется дыхательным центром в продолговатом мозге. То есть — это процесс газообмена тканями. Это физиологическое дыхание — мы о нём не думаем, не контролируем, оно происходит рефлекторно. Иногда сознательно мы можем им управлять. Дыхание — это работа диафрагмы. Диафрагма является одним из основных органов дыхательной системы. Диафрагма имеет форму купола и разделяет органы на две части: лёгкие, сердце и печень, селезёнка, почки. Если диафрагма работает неправильно, то это может привести: к опущению почек, неполной работе лёгких, гипертонии, застоям в печени и м.д.
Диафрагмальное физиологическое дыхание жизненно показано не только для детей, но и для взрослых. При не особо правильной работе диафрагмы нарушается кровоток. Диафрагма представлена мышечным каркасом, на котором сверху лежат лёгкие. Через хрящевые образования внутри диафрагмы проходят сосуды. Сама диафрагма крепится внизу к последней неполной рёберной паре и позвоночнику. На вдохе диафрагма опускается вниз, а на выдохе поднимается. Такие движения осуществляются диафрагмальным нервом. Диафрагмальный нерв идёт от 3 4 5 шейного позвонка, проходит между лёгким и перикардом сердца и веточки расходятся по диафрагме. Если нерв заблокирован на уровне шеи или пережат внутренними органами, то активизация диафрагмы снижена. Чтобы мышцы диафрагмы лучше работали, нужно подключать специальные упражнения для включения диафрагмы в дыхательный процесс. Также активно в процессе дыхания участвуют межрёберные мышцы. Этот большой мышечный каркас удерживает грудную клетку и позволяет ей во время вдоха расширятся, а во время выдоха сужаться. Движения диафрагмы снизу вверх и движения рёберно-мышечного аппарата из стороны в сторону сокращают и расширяют лёгкие. Именно эти органы участвуют в закачке и выталкивании воздуха в лёгких. Выделяют несколько типов дыхания: а)верхнее-ключичное (в работу включены только верхние доли лёгких); б)среднее-грудное или межрёберное (включены средние доли лёгких); в)нижнее-брюшное или диафрагмальное (активно вовлечена диафрагма и все отделы лёгких). Правильное диафрагмальное дыхание присутствует у всех детей в 1-ый год жизни. Дети рождаются с активно работающей диафрагмой (т. к. рёберно-мышечный аппарат ещё слабый). Дыхание идёт в животик, но оно неритмичное, т.к. идёт дозревание дыхательного центра. С 6-и лет у девочек должен преобладать грудной тип дыхания, а у мальчиков — брюшной. Такие особенности заложены природой, так как у будущих женщин проявляются физиологические особенности (природой предполагается, что женщина будет вынашивать ребёнка). Так как матка с ребёнком растёт и подпирает диафрагму, диафрагме становится тяжело работать и формируется другой тип дыхания. Но, на практике и у мальчиков формируется верхнее-ключичное дыхание, в лучшем случае межрёберное, животик включается крайне редко. Это обособлено скудным физическим развитием и недостаточным развитием крупной моторики (движения тела). Без хорошо сформированной крупной моторики невозможно выйти на работу более дифференцированных тонких движений (это не только кисть и артикуляционная моторика, но и тонкие мышцы голосового и дыхательного аппарата). Всё идёт от большого к мелкому. Поэтому развитие детей должно быть равномерным. Перекос в сторону умственного и ментального развития, игнорирование физического развития не должны быть свойственны дошкольникам. Активная физическая жизнь, большое количество подвижных игр, а не время за телефоном — вот первая главная рекомендация для родителей. Движение и дыхание — две основные двигающие силы в развитии ребёнка. Дыхание меняется во время подвижной игры и активизируются все подкорковые центры (именно через физическую нагрузку и через изменение дыхания). Так же идёт насыщение крови кислородом, включается активно диафрагма. ПОЭТОМУ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Тем более, если Ваш ребёнок заикается. Заикание на пустом месте не возникает. Заикание — это нарушение речевой координации. За координацию в целом отвечает мозжечок. Мозжечок созревает через движение. БОЛЬШЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ! Вернёмся к особенностям дыхания у детей с речевой патологией:
ДЫХАНИЕ ЕСТЬ 2-УХ ВИДОВ Физиологическое дыхание — рефлекторное, т.е. непроизвольное. Данный вид дыхания осуществляется через нос (нос — орган дыхания). При дыхании через нос воздух очищается, увлажняется, согревается. Цикл физиологического дыхания: вдох — выдох, пауза (равны по протяжённости). Голосовые связки разомкнуты, т.е. находятся в покое. Речевое дыхание — это всегда произвольное дыхание, потому что мы начинаем дышать по-другому только в момент речи. Данный вид дыхания ротоносовой (нос включён в работу, но носовые отверстия меньше, чем ротовое, поэтому поступление воздуха через нос ничтожно мало в момент речи, основное — через рот). Ртом вдох и ртом выдох. Вдох короткий, а выдох плавный и протяжённый. С точки зрения анатомии, физиологии, физики и здравого смысла речевое дыхание — это ротовое дыхание Речевое дыхание — эта та движущая сила, которая запускает голосовой аппарат и является основой звучащей речи. Оно обеспечивает правильное звучание звуков, мелодику и выразительность речи. Оно носит произвольный характер и может меняться в зависимости от смысла высказывания и психо-эмоционального состояния человека. Речевое дыхание формируется на базе правильного физиологического диафрагмального дыхания. Сначала формируется физиологическое дыхание, потом речевое вместе с дифференциацией этих двух видов. Составила Учитель — логопед Лешукова Алина Михайловна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка — "Детский сад № 8 "Лесная сказка" Архангельска область Г. Северодвинск
|