ИГРЫ НА АВТОМАТИЗАЦИЮ ЗВУКОВ С ПОМОЩЬЮ ДЕРЕВЯННОГО ПЛАНШЕТА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА |
Логопедия | |||
Автор: Васютенко Оксана Сергеевна | |||
27.11.2023 17:52 | |||
ИГРЫ НА АВТОМАТИЗАЦИЮ ЗВУКОВ С ПОМОЩЬЮ ДЕРЕВЯННОГО ПЛАНШЕТА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА О.С. Васютенко учитель-логопед МАДОУ «ДС № 68 г. Челябинска» При проведении логопедических занятий мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные перед логопедом задачи занятия, но и длительное время удержать внимание детей на учебном материале. Для малышей занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны. К тому же, у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают. На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи. Доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников. У детей с тяжелыми нарушениями речи первичным дефектом является недоразвитие речи. У них отмечаются психофизические отклонения различной выраженности, которые вызывают расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. У детей остальных категорий, могут быть нарушения речи, но вторичными. Из этого следует, что логопед сталкивается с разнообразными нарушениями, поэтому он должен знать и применять различные методики, технологии в коррекционной деятельности. В своей работе по коррекции звукопроизношения придерживаюсь нескольких этапов:
1. Подготовка. На данном этапе идет работа над фонематическим восприятие и слухом. Подготовка артикуляции речевого аппарата с помощью массажа или гимнастики. 2. Постановка звука. Формирую артикуляционный уклад звука, который ставим. Обычно идет постановка гласного, потом звуков раннего онтогенеза. Далее шипящие/свистящие [ Л,Р] Очередность может меняться. 3. Автоматизация звуков Длительный этап. Идет отработка звука изолированно, в открытом и закрытом слогах, стечение с согласным. Далее в словах, словосочетаниях и предложениях. Этот этап самый продолжительный. Часто дети быстро устают повторять слоги. Им становится скучно и неинтересно. Но, как доказано психологами, то дело, которое мы делаем с положительными эмоциями, приносит результат. Учитывая это, а также то, что ведущий вид деятельности детей, это игра, было решены создать наглядные пособия для автоматизации и дифференциации звуков. Хочу представить вашему вниманию деревянный планшет с фигурками для автоматизации и дифференциации звуков в словах. Планшет использую в своей работе, для того, чтобыповысить интерес детей к занятию по автоматизации звуков, что позволит быстрее закрепить поставленные звуки. Перед ребёнком кладемпланшет, карточку и фигурки с изображением различных предметов и животных. Игра «Чему или кому радуется дети?» Употребление имен существительных в форме дательного падежа. «Дети увидели предмет и очень обрадовались, чему? «Дети радуются зиме, землянике, зеркалу и т.д.). Автоматизируем звук[ЗЬ ]. Игра «Жадина — мой, моя, мои». Согласование притяжательного местоимения с именами существительными. Автоматизировать звук [ Ш]. Например: «моя» шапка, «мои» игрушки, «мой» карандаш. Игра «Назови части этих предметов» Закреплять знания об окружающем мире, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойства. Назвать части машины-кабина, кузов, руль, фары, двери и т.д.» Игра «1 — много». Учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей. Например: одна матрёшка много матрёшек. Игра «Сосчитай от 2 — 5» Согласование существительныхс числительными. Например, 2 комара, 5 комаров. «Какого цвета предмет». Упражнять в согласовании прилагательных, обозначающих цветссуществительными в роде, числе. Помоги ежику раскрасить предмет и назови, какого цвета этот предмет?.. Это красный шарф, это жёлтая рубашка, это синяя машина, это зелёная чашка и т.д. «Назови ласково» Употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме. Например: дед – дедушка и.т. д. «Определи место звука в слове». Развитие умение определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце), развитие фонематического слуха. Определить звук (твёрдый или мягкий). Все игры помогают моим воспитанникам сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Дети с удовольствием занимаются, отчего эффективность моей работы повысилась. Использую разнообразные игровые упражнения с помощью деревянного планшета. Приложение
|