«Раздаточный материал учителя – логопеда в рамках «Логопедической недели» |
Логопедия | |||
Автор: Смирнова Ирина Алексеевна | |||
29.08.2023 07:43 | |||
«Раздаточный материал учителя – логопеда в рамках «Логопедической недели» (развитие словаря по возрастам, копилка игр по развитию словаря по возрастам, требование к речи педагога» Выполнил: учитель-логопед 1кв. кат. Смирнова И.А. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» р.п. Тонкино 2022 г. Слайд 1 Проблемы развития речи детей дошкольного возраста актуальны в нашем современном мире. Если активный и пассивный словарь развиты не достаточно, то ребенок не может грамотно отвечать на вопросы, составлять простые предложения или небольшие рассказы, он испытывает трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Бедность словаря является одной из причин, вызывающих в дальнейшем школьную дезадаптацию.
Слайд 2 И поэтому педагоги дошкольных учреждений должны: помочь детям овладеть родным языком, пополнить пассивный словарь детей, расширить и обогатить активный, поощрять любую речевую активность ребенка. Упор в расширении и обогащении словаря сделан на прилагательные, которые украшают и эмоционально обогащают речь ребенка. Слайд 3 Все эти задачи можно решить посредством игры, как ведущей деятельности ребёнка в дошкольном учреждении и как эффективного средства словарной работы. Очень актуальны словесные речевые игры, которые помогут ребёнку обогатить словарный запас, уточнить значение слов, сформировать словоизменение и словообразование. Слайд 4 Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. Речевые игры направлены не только на развитие речи ребенка, но и развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Для решения этих задач рекомендуются различные описания предметов, их изображений, описания по памяти, рассказы по представлению и др. Хорошие результаты дают задания на придумывание и отгадывание загадок. Эти речевые игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Преимущество словесных игр в том, что они не требуют особой подготовки, наглядного материала, оформления; могут проводиться в любые режимные моменты. Слайд 5 Теперь давайте коснёмся методики проведения словесных игр. Можно выделить общие советы
Слайд 6 Теперь остановимся непосредственно на особенностях проведения словесных игр для каждой возрастной группы. - Для младших групп важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель является руководителем игры. Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки. Например: «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси». Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности. Слайд 7 Перед началом игры воспитатель должен познакомить детей с наглядным изображением героев игры. Например, если это «Коза рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. Текст воспитатель должен произносить наизусть. Воспитателю нужно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. Всё должно быть хорошо продумано. Так же в младшем дошкольном возрасте можно использовать такие игры как: «Про кого я говорю?», «Назови части целого», «Угадай игрушку», «Играем в прятки с мишкой», «Угадай, кто позвал». Слайд 8 Средний дошкольный возраст ещё называют возрастом «почемучек». Дети более активно интересуются окружающим миром, более открыты к усвоению новых знаний. В этом возрасте добавляются словесные игры, в которых используются сравнения предметов ( «Что бывает широкое, высокое, низкое?», «Назови лишнее слово»), описательные признаки ( «Что подарили Наташе?», «Чудесный мешочек»), формирование элементарных обобщений ( «Что сажают в огороде?», так же можно использовать договаривание детьми слов, недосказанных воспитателем) и пр. Учим детей сравнивать предметы, описывать их, опираясь на накопленный личный опыт, расширяем активный словарь, развиваем лидерские качества, ответственность. Слайд 9 У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Дошкольникам уже доступны более сложные речевые задачи – самому отгадать загадку, обобщить группы предметов, возможность самостоятельно придумать рассказ или его часть и пр. Учим детей правильно использовать словесные конструкции, пользоваться накопленным опытом. Обогащаем активный словарь. Развиваем связную речь. Учим взаимодействовать внутри коллектива, правильно распределять роли в ходе игры. В данном возрасте меняется и роль воспитателя. При проведении словесных игр он отходит от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Чаще наблюдает, направляет, большее внимание уделяет индивидуальной работе с детьми более замкнутыми, стеснительными. Слайд 10 Словесные игры для старших дошкольников можно условно разделить на 4 группы:
Слайд 11 На первых занятиях упражнения проводятся в медленном темпе, т.к. педагогу приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять. В дальнейшем упражнение может стать игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ или выбывают из игры. В такой игре можно использовать мяч, который ведущий бросает по своему усмотрению любому участнику игры. В словесных играх очень важно правильное объяснение игры, оно обычно включает 2-3 примера выполнения задания. Игровое задание предлагается сразу всем детям группы, затем выдерживается пауза для обдумывания ответа. Рекомендуется проводить словесные игры и упражнения не только на занятиях, но и на прогулке, во время подвижных игр. Слайд 12 Специалистами разработана система дидактических упражнений и игр, предусматривающих обогащение словаря ребёнка. Приведём некоторые из них: - Подбор прилагательных к предмету (игра «Слово-признак подбери»). Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Какие бывают собаки? Ответ детей 5-6 лет: большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи. - Узнавание по признакам предмета (игра «Узнавание»). Взрослый предлагает детям отгадать, что это: зеленая, — которое росло у дома кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают — береза. В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениям. - Подбор к предмету действий (глаголов) (игра «Слово-действие подбери»): а) Для детей младшего и среднего дошкольного возраста для игры необходим набор предметных картинок (картина, молоток, зонт, часы, кошка, собака, клубок ниток, газета и пр.). Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: «Что с этим можно делать? Для чего это нужно?». Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку. Например: «Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?». б) Со старшими дошкольниками игра может проводиться без наглядной основы. Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п. - Подбор к действиям предмета (игра «Угадай, что это?»): На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это? — Солнце. - Подбор к действию объектов: Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т.п. Высказывания детей 6-7 лет: «Летает аэроплан, птица, бабочка, летчик на аэроплане, жук, муха, пчела, стрекоза, пушинка от ветра, воздушный шар, листики желтые летят с дерева». - Подбор обстоятельств: Учиться можно как? Хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго, много и т.п. - Подбор антонимов (игра «Скажи наоборот»). У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал: Дедушка старый, а внук… Дерево высокое, а куст…Дорога широкая, а тропинка…Перо легкое, а гиря… Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого: Пирожное сладкое, а лекарство… Ночью темно, а днем… - Составные части целого. Дается задание: по частям определить целое, например: циферблат, стрелки, маятник. Что это? Или: 3 этажа, крыша, стены, фундамент, подъезды, двери, окна. Что это? Слайд 13 — Предлагаются глаголы, характеризующие голоса животных: мычит, ржет, лает, мяукает, гогочет, поет, крякает, кудахчет и т. п. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или называются животные; дети должны подобрать соответствующие глаголы – голоса. Слайд 14 — Подбор обобщающих слов (игра «Воспитателю мяч бросай и…» в зависимости от темы игры возможны варианты животных называй (транспорт, фрукты и т.д.) Педагог называет обобщающее понятие и бросает поочередно мяч каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предмет. Возможет второй вариант игры, когда воспитатель называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. Другой вариант игры «Лови, бросай, дни недели называй» (закреплять временные понятия в активном словаре ребенка) (слайд 19). - Игра «Подбери словечко» В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер; «старый» (дом, пень, ботинок); «свежая» (булочка, новость, газета). Для детей старшего возраста можно использовать другой вариант игры. Педагог читает предложения, дети — вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти... (какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?). Или: Дворник взял метлу; он будет.... Пришел почтальон: он принес.... Надо распилить дрова; где наша...? Затем предложения составляли сами дети, а заканчивала — воспитательница. «Мы сейчас будем лепить, надо принести... Я дежурная; мне надо вытереть пыль; где наша...? Дровосеки поехали в лес и взяли с собой...». Давая детям такие предложения, надо хорошо обдумать их содержание; оно должно быть не слишком элементарно и не затруднять детей. Если хорошо продумать содержание каждой фразы, выдвигать предметы и явления, детям хорошо известные и интересные, в таких занятиях могут принимать участие и маленькие дети - Распространение предложений. Педагог говорит: «Садовник поливает... (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений. - Добавление придаточных предложений ( «Добавлялки или закончи предложение»). Педагог читает главное предложение, а дети доканчивают придаточное. Предложения детей 5-6 лет: «Коля не пошел сегодня в школу, потому что он болен. Мы пойдем завтра в лес, если будет хорошая Погода. Мама пошла на рынок: чтобы купить картошки и мяса». Слайд 14 Таким образом, речевые игры для увеличения словаря дошкольников служат средством полноценного общения и развития личности. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи.
|