Практика воспитания детей с билингвизмом свидетельствует о том, что параллельное усвоение двух языков вызывает у ребенка те или иные симптомы дезадаптации: повышенная возбудимость, расторможенность, низкий порог невротического реагирования. В логопедии билингвизм представляет особый интерес, т.к. он нередко становится причиной возникновения специфического рода речевых ошибок на русском языке, обусловленных как особенностями взаимодействия языковых систем, так и нарушениям речевого и психического развития Явления смешения языков существенно влияют на речевое развитие, затрудняют выявление нарушений речевого развития, и, следовательно, организацию своевременной логопедической помощи. Частыми нарушениями, свойственными этой группе детей , являются: -словарный запас на каждом языке меньше, чем у русских детей; -некоторые дети при недостаточном доступе к изучаемому языку не усваивают некоторые грамматические явления (например, употребление глагольных окончаний или междометий). -из-за низкого словарного запаса происходит плохое понимание словесной инструкции, что приводит к торможению коррекционного и образовательного процесса,
-т.к. звукопроизношение и фонематический слух не несут наследственного фактора, то коррекция ведется, как и с остальными детьми. Часто встречающимся нарушением со стороны звукопроизношения у таких детей является смягчение всех звуков речи. Это по большей части связано с культурой речи своего родного языка. -свойственно смешение правил разных языков. У всех этих детей выявлены низкий словарный запас, аграмматизмы и низкая подготовленность к школе. Результативность коррекционной работы зависит от того, в какой социальной и речевой среде воспитывается ребенок. Дети учатся говорить только когда слышат, как к ним обращаются люди в многочисленных различных ситуациях. Если родители и близкие родственники говорят при ребенке на русском языке, то устранение нарушений проходит быстрее и качественнее. Если в семье говорят на своем родном языке, то идет смешение языков, что усложняет исправление недостатков речи и создает психологический дискомфорт ребенку. Речевое развитие зависит от словарного запаса. Чем больше слов знают дети, тем лучше они научаются говорить, тем лучше они будут учиться в школе. Отличным источником пополнения словарного запаса является чтение книг. Из всего следует, что основными направлениями в работе логопеда являются развитие грамматического строя и словарного запаса ребенка.
|