«Использование интерактивных технологий в работе учителя логопеда в группах комбинированной направленности» |
Логопедия | |||
Автор: Попова Юлия Александровна Антонова Елена Александровна | |||
13.04.2023 14:28 | |||
«Использование интерактивных технологий в работе учителя логопеда в группах комбинированной направленности» В современном мире воспитание и образование невозможно без использования технических и компьютерных средств. Наши дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Тем самым, чем раньше ребенок станет осваивать основы работы в информационной среде, тем проще ему в дальнейшем освоить премудрости информационных средств. Перед нами, педагогами, работающими в комбинированных группах для детей с ОВЗ, стоит задача создания благоприятных условий не только для бытовой, игровой, но и для образовательной деятельности. Поэтому использование современных технических средств является эффективным способом повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, создает благоприятный эмоциональный фон, побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, развивает коммуникативные навыки.
В нашем учреждении 2 группы комбинированного вида — 32 ребенка с ОВЗ различных типов нарушений и диагнозов. Уже всем известно, что процесс обучения ребенка с речевыми нарушениями требует длительного времени (дефицит внимания, низкий уровень мотивации к обучению, минимум познавательной активности, быстрая утомляемость), постепенно у него утрачивается интерес к занятиям. Гораздо успешнее осуществлять коррекционно-восстановительную работу с детьми и решать самые различные задачи по исправлению речевых недостатков и развитию психических функций учителю-логопеду помогает игра. Эффективность коррекционной работы во многом зависит от взаимодействия логопеда с воспитателями, поэтому мы постарались организовать ее на оптимальном уровне. Поэтому в группе установлен интерактивный игровой логопедический комплекс «Вундеркинд". Он представляет собой настенную конструкцию со встроенным компьютером и сенсорным интерактивным экраном. Учитывая последовательность овладениями этими сторонами речи на логопедических занятиях, а также в свободной деятельности нами был разработан план индивидуальной работы для каждого воспитанника по автоматизации звуков с использованием игрового логопедического комплекса. Логопед подбирает игры для занятий и доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные. Интерактивная песочница подходит для любых занятий с детьми в детском саду, материал подается в новой, занимательной форме, ребенок создает свой, неповторимый волшебный мир. Дети учатся находить гармонию в песочной картине, получают опыт владения собой и конструктивного взаимодействия с окружающим миром, что очень важно для детей с ОВЗ. Некоторые ребята пробуют себя в роли экскурсоводов, и знакомят других ребят более подробно с жизнью древних животных. Еще одно топовое место в секторе песочница с подсветкой, она установлена в секторе «Миллион лет до нашей эры», где дети рисуют песком фигуры динозавров, выкладывают их из камней, играют в логические игры — собирают «Колумбово яйцо» и многое другое. Игры в интерактивной песочнице – это уникальные, удобные в использовании, увлекательные занятия, повышающие познавательную активность и позитивно влияющие на эмоциональное состояние детей. Подобные занятия могут использоваться во всех возрастных группах детского сада. Самой популярной является игра «Найди яйцо динозавра». Помимо интерактивной песочницы в секторе есть «Стена дружбы», там мы работаем над слоговой структурой слова. У весёлых динозавров есть имена: ГО-ША, ИП-ПО-ЛИТ, АЛ-ЛО-И-ЗИЙ, Э-ЛИ-НА, ВАР-ВА-РА И другие. Дети прохлопывают их имена. Знакомясь с ДИНОзавриками, дети тоже называют свои имена, начиная своё высказывание, так: «Меня зовут ДО-МИ-НИ-КА!» «Меня зовут Я-РОС-ЛАВ! и другие. Узнают названия динозавров: ПТЕ-РО-ЗАВР, ЦЕ-РА-ТО-ЗАВР, МО-НО-ЛОП-ХО-ЗАВР. Рассматривают их изображения: цвет, особенность. Так же логопед взаимодействует с родителями воспитанников. Формы работы разнообразны: консультативно-просветительская, коррекционно-обучающая и мониторинговая. Самым главным во взаимодействии логопеда и родителей, я считаю взаимодействие и сотрудничество, только так возможно добиться положительного результата. Учитывая актуальность, используем так же интерактивных лого-роботов «Bee Вot» — «Умная пчела». Игры с лого-роботами отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, освобождают от неподвижности в непосредственной образовательной деятельности, помогают ее разнообразить, прослеживание за роботом активизирует внимание и зрительную концентрацию за движущимся предметом. Все это является необходимыми предпосылками для улучшения функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Выполняя игровые задания, дети учатся ориентироваться в окружающем пространстве, тем самым развивается пространственная ориентация, также развивается воображение, формируется логическое мышление, дети учатся мыслить алгоритмами, то есть составлять последовательный план действий. Существует множество игр с лого-роботами, которые развивают слуховое внимание, такие игры, как:
игры на активизацию артикуляционного аппарата и формирование звукопроизношения
игры на развитие фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа
игры на уточнение и активизация словаря
игры на коррекция и развитие грамматического строя речи
а также игры на формирование пространственных представлений. Благодаря средствам обучения происходит увеличение эффективности работы логопеда по формированию речевых навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ. При условии постоянного использования в образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные впечатления и интересы детей, а также значительно повышается, их речевая активность!
|