Рекомендации и приёмы при вызывании гласных звуков. |
Логопедия | |||
Автор: Катина Светлана Викторовна | |||
03.01.2023 20:24 | |||
Рекомендации и приёмы при вызывании гласных звуков. Катина С.В. учитель-логопед МБДОУ д/с №70"Золотая рыбка", г. Мытищи. Аннотация. В статье представлены методы и приёмы при вызывании гласных звуков у детей младшего дошкольного возраста. Ключевые слова. Воздушная струя, голосовые складки, фонемы, назализация, расширенная артикуляция, суженная артикуляция, передняя артикуляция. Нарушение звукопроизношения у детей — это основная причина по которой родители чаще всего обращаются к логопеду за помощью.
В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или сонорных, но более простых звуков, таких, как гласные — А,О, У, Ы, Э. Нормальная артикуляция гласных звуков Для нормальной артикуляции гласных присущи общие признаки: мягкое нёбо находится наверху и прижато к задней стенке глотки. Как результат – проход в носовую полость оказывается закрытым, и воздушная струя направляется через рот. При этом голосовые складки находятся в напряженном состоянии, они сближены и колеблются, в результате чего образуется голос. У:
О:
А:
И:
Э:
Ы:
Длительность гласных звуков определяет разборчивость речи, темп, мелодико- интонационную окраску. Рекомендуемая последовательность коррекции гласных звуков при стертой дизартрии: э, а, и, ы, о, у. Недостатки произношения гласных звуков Среди недостатков произношения гласных звуков есть такие, которые характерны для всего гласного ряда или для нескольких звуков из него.
Методика постановки гласных звуков Среди наиболее распространенных методик постановки гласных звуков выделяют методику Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной. Методика включает:
Методика К.А. Волковой предлагает следующие пункты:
Упражнения для вызывания гласных звуков. Для вызывания гласных звуков применяются игры. Звук А. Игра «Греем ладошки», направленная на формирование долгой, равномерной и сильной струи воздуха. Ребенок округляет губы и выдыхает тёплый воздух на свои руки, произнося «А-А-А-А». Игра «Успокой куклу». Кукла плачет, надо её успокоить. Посмотри, как я качаю куклу «А-А-А-А» А теперь ты покачай. Звук О. Игра «Бублик». Показать картинку с изображением бублика, предложить сделать губы такими же круглыми, как бублик, проговариваем про себя звук О. Следить, чтобы ребёнок выполнял движение без напряжения. В движении участвуют лишь губы, рот приоткрыт, нижняя челюсть не должна двигаться вперёд. Игра «Оля заболела». Завязать платком щёчку кукле и показать, как она стонет. Оля заболела, у неё зубки болят «О-О-О-О». Дать куклу ребёнку. Покажи, как стонет Оля? Игра «Мишка заболел». Показать медвежонка и прочитать стихотворение: Мишка маму плохо слушал И конфеты только кушал. Заболел зуб у него. Заревел наш мишка «О-О-О-О»! Покажи, как мишка стонет. Звук И. Игра «Улыбнись». Когда мы радуемся, мы улыбаемся, вот так. Показать, как надо улыбнуться. К нам в гости пришла кукла Инна, она улыбается тебе. Улыбнёмся Инне. Инна спряталась. Спрятать куклу, а когда покажем, снова улыбнёмся. Следить, чтобы ребёнок улыбался естественно, без напряжения и зубы не сжимались, а спокойно были сближены. Игра «Как ржёт лошадка» Лошадка прискакала. Как ржёт лошадка? «И-И- И-И», ребёнок повторяет. Звук У. Игра «Сделай дудочку». Показать ребёнку дудочку и предложить сделать ёё губами, вытянув их вперёд. Сначала показать как это делается, если не получается, предложить ребёнку достать губами леденец, держа его на некотором расстоянии около рта. Это поможет ребёнку вытягивать губы вперёд. Игра «Поезд». Поезд едет, загудел: «У-У-У-У». Следить, чтобы ребёнок не кричал, произносил звук У длительно на выдохе. Звук Э. Игра «Посмеёмся» Посмотри, как я тихо смеюсь. Показать, произнося про себя звук Э. Следить, чтобы ребёнок смеялся естественно, без напряжения. Игра «Мишка ревёт». Показать медведя и прочитать стихотворение: Мишка по лесу гулял И листочки собирал. Наступил на шишку. Заревел наш мишка: «Э-Э-Э-Э» Покажи, как заревел мишка. Звук Ы. Игра «Пароход» Пароход гудит «Ы-Ы-Ы-Ы». Если у ребёнка не получается произнести звук Ы, то просим его закусить зубами карандаш и при произнесении звука, язык должен располагаться внизу и не касаться карандаша.
|