Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА
Логопедия
Автор: Бармина Татьяна Николаевна   
26.12.2022 21:29

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДАКИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека. Именно в этом возрасте необходимо развивать высшие психические функции, особенно речь.

Работая с детьми, имеющими нарушения речи важно развивать сенсорный и чувственный опыт, формировать эмоциональное, позитивное отношение к образовательной деятельности. С этой целью в своей работе мы применяем кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Кинезилогические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Применение таких упражнений позволяет совершенствовать общую, мелкую и речевую моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев руки оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.

 

Скачать конспект

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н. С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), с моторной алалией (Н. И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л. В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л. И. Белякова, Н.А. Рычкова). Все авторы подтверждают тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и,особенно, для развития речи.

При нормальном речевом развитии ребёнок овладевает звуковой системой языка одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений кистей и пальцев рук. Нарушения в овладении звуковой системой языка у детей с речевой патологией неврологического генеза тесно связаны с недостаточностью их двигательной системы в целом. Моторная дизартрия, алалия, заикание, афазия тесно связаны с нарушением мелкой моторики рук – недостаточной координацией пальцев, замедленным темпом и неловкостью движений, трудностями переключения с одной двигательной операции на другую.

В связи с этим проблема преодоления недоразвития моторной сферы у детей с речевой патологией является одной из важнейших задач для специалистов дошкольных образовательных учреждений.

Развитие и коррекция двигательной сферы детей с речевой патологией осуществляются с учётом результатов неврологического и логопедического обследования, возрастных и физических возможностей ребёнка, что позволяет конкретизировать выбор специальных упражнений и целенаправленно осуществлять логопедическую помощь.

Этапы реализации и содержание работы по использованию кинезиологических упражнений в логопедической практике:

  1. Разучиваем с дошкольниками кинезиологические упражнения, отрабатывая технику;
  2. Затем, преследуя задачи развития речи, добавляем к этим упражнениям речевое сопровождение;
  3. Подключаем движение языка к движениям рук;
  4. Сочетаем дыхательные и двигательные упражнения;
  5. Дополняем двигательные упражнения учебными действиями, связанными с мыслительной деятельностью (отбором, классификацией, различением).

Усовершенствованные упражнения прорабатываются постепенно: вначале дети выполняют их пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения – самостоятельно (индивидуально или в группе). Последовательное соединение кинезиологических упражнений с приёмами и методами логопедического воздействия, переходит в один игровой приём.

Кинезиологические упражнения используются на подгрупповых и индивидуальных занятиях по развитию и коррекции речи. Комплексы кинезиологических упражнений, используемых в логопедической работе:

  • по развитию и коррекции нарушений звукопроизношения
  • по развитию и коррекции нарушений фонематического слуха
  • по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи.

Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения.

Постановка звуков, дыхания, голоса – первый этап формирования произносительных навыков у детей с нарушениями речи. На данном этапе применяются кинезиологические упражнения по развитию дыхания, артикуляционной моторики и др.; опираемся на сохранные анализаторы (зрительный, осязательный, двигательный, слуховой), в результате чего ребёнок усваивает то или иное произносительное умение.

Для постановки звуков, необходимо научить ребенка дифференцированному дыханию, правильной выработке воздушной струи, что позволяют упражнения: “Свеча”, “Дышим носом”, “Горизонтальная восьмерка” (1, 2-я неделя занятий)

За этапом произносительных умений следует этап автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате кинезиологических упражнений и речевой практики. Выполняя движения кинезиологических упражнений, дети произносят поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, стихах и потешках. Например, упражнение «Колечко» можно выполнять, произнося отработанный звук (слог, слово…). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно проговаривая звук «Ш». На этапе автоматизации звука «Ш» в слогах произносим слог «ша» ( «шо», «шу», …), далее слова, словосочетания, стихи и потешки.

На этапе автоматизации и дифференциации звуков используем нейроигры с переключением и сменой руки.

Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе

по коррекции нарушений фонематического слуха.

Основными задачами данного этапа являются:

  • формирование навыков дифференциации звуков
  • формирование звукослогового анализа и синтеза слова.

Например, упражнение «Кулак – ладонь – ребро» можно использовать для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков (если услышишь звук Ш — ставь кулак, звук С — ставь ребро; звук Р — кулак, звук Л — ладонь и т.д.).

Работая над формированием звукослогового анализа и синтеза слова, учим детей определять количество слогов в слове, проводить анализ гласных и согласных звуков. Например, упражнение «Колечко» подходит для деления слов на слоги. Выполняя ритмичные действия, дети проговаривают слова по слогам.

Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе

по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи.

Кинезиологические приёмы можно использовать на фронтальных и на подгрупповых занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи. Задачи данного этапа:

  • обогащение, уточнение, дифференциация словаря
  • формирование грамматического строя речи: навыков словоизменения и словообразования
  • развитие связной речи.

Например, когнитивное упражнение «Рыба, птица, зверь» отлично подходит для уточнения и дифференциации словаря на лексические темы. Исходное положение детей – сидя на полу. Логопед указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать и изобразить соответствующего животного (например, «рыба – щука», «зверь – медведь»). Если ответ правильный, логопед продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры.

Добавляя речевое сопровождение в применении кинезиологических упражнений, подбираем стихи-рифмовки на определённую лексическую тему.

Одним из направлений работы по развитию интегрированного межполушарного взаимодействия, представляют собой графические задания, построенные на основе активизации визуального (зрительного) и тонкомоторного взаимодействия. С этой целью на занятиях используем дидактические пособия (тетради, прописи).

Систематическое использование кинезиологических упражнений в работе логопеда позволяет не только осуществлять коррекцию нарушенных функций у ребёнка, но и укреплять его соматическое здоровье, что создаёт основу для нормализации его психоэмоционального состояния, которое влияет на работоспособность и поведение ребёнка, а также сокращает сроки коррекционной работы.

Бармина Татьяна Николаевна Учитель-логопед филиала МБДОУ № 18 – д/с № 94 «Петушок», г.Серов, Свердловская область

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год