Почему дети не говорят? |
Логопедия | |||
Автор: Палехова Валентина Владимировна | |||
08.01.2022 12:40 | |||
Почему дети не говорят? Меня часто спрашивают: почему в наше время так много детей не говорит и вообще плохо развивается? Всего-то лет 20-30 назад логопед за всю жизнь мог столкнуться только с парой случаев безречия (алалии), а сейчас чуть ли не каждый второй ребенок к 3-4 годам молчит. Про аутизм дефектологи были наслышаны, но не встречали вовсе. Сейчас аутизм (нарушение эмоционально волевой сферы, отсутствие контакта с миром) называют чумой 21 века: каждый 50-тый житель планеты – аутист. А ведь что может быть естественнее для малыша, как не общаться с мамой, папой, жадно впитывать и отражать окружающее, болтать без умолку? Слово «естественно» — ключевое в моих размышлениях на эту тему. Раньше в ответ о причинах неестественных, новых, жутковатых своей необъяснимостью патологий развития я перечисляла и обилие трудных родов у мамочек, и влияние гаджетов, и недостаточно высокий уровень дефектологической помощи… Все это так, но предлагаю взглянуть на проблему глубже. Все неестественное в ребенке проистекает от его противоестественного образа жизни. Вот примеры того, как мы, родители, и весь наш мир искажает здоровый, определенный Богом, путь развития малыша, подростка, взрослого. Подумайте, является для наших тел и душ здоровым, нормальным тот образ жизни, мысли, чувств, который мы искусственно создали и поддерживаем.
Противоестественное родовспоможение. Почти каждая внимательная мама слышала о клинических родах (в роддоме) и естественных (дома). Даже официальная медицина вот так подразделяет важнейшее событие в жизни человека. Лучше, когда беременность протекает без излишних лекарств, а роды – без вмешательства врачей, а только под их наблюдением. Где мы сейчас встречаем такое? Результатом медикаментозного вмешательства могут стать различные задержки развития ребеночка, которые чаще преодолимы. Бывает, что и без кесарева сечения не обойтись, и без лекарств. Но знать о том, что это выходит за рамки здоровых родов и каковы их последствия – нужно. Противоестественное питание. Мы любим говорить, покупая продукты: «Опять эта химия!» Действительно, без всяких добавок не обходится уже ни один продукт. Даже простые сушки и сухари содержат загадочные Е-412, какие-то красители, консерванты и улучшители вкуса. Результатом такого замусоренного питания является хроническая интоксикация организма ребенка. Сразу она редко проявляется, иначе бы мир давно перешел на домашние яйца, квасы и караваи из печи. Опасность незаметна, оттого ее игнорируют. Истощенный всякой всячиной организм плохо борется с микромиром (вирусами, бактериями и т.д.), а нервная система ребенка всегда оказывается наиболее уязвимой и просто не в состоянии развиваться полноценно. Силенки у малышовых организмов хоть и разные, но ограниченные. Выход только один – воспитание правильного пищевого поведения и культуры: отказ от фастфуда и газировок, прием пищи без присутствия телевизора и приучение к максимально простой еде. В овсянке, сваренной на воде, по определению меньше ненужных включений, чем в мясе по-французски. Один ученый сказал, что медленным отравлением нынешней пищей люди расплачиваются за дешевую еду. Да, голодающих сейчас несравнимо меньше, чем лет сто назад, умереть с голоду не дадут. Однако существует метод лечения, по которой аутистов и гиперактивных детей лечат диетой, в том числе, исключая зловредные Е-524. Значит, ненормальное питание нашего поколения имеет прямое отношение к развитию детей. Как говорится, «мы–то, что мы едим». Противоестественное увлечение гаджетами. Все органы чувств ребенка – дошкольника развиваются одновременно и бурно, поставляя самую различную информацию о предметах и явлениях. Развивающийся мозг «хочет» живой информации, он «заточен» под нее, поэтому легко перерабатывает и усваивает. Под «живой» я имею в виду не только зрительные и слуховые раздражения, но и тактильные, вкусовые, кинестетические, обонятельные, стереогностические, барические (ощущение давления предмета на тело). После 6-7 лет сбора такой информации мозг готов переходить к абстрагированию, ребенок может оперировать понятиями, например «сумма двух и трех равна пяти», и хорошо может учиться в школе. Если такой фундамент не заложен (а он закладывается, разумеется, в тесном речевом общении со взрослыми и сверстниками), происходит фундаментальный сбой в развитии. Гаджеты (планшеты, компьютеры, смартфоны и прочее) обеспечивают такой сбой по полной программе. Информация с экрана скудна и неестественна для восприятия ребенка. Она проходит напрямую в зрительный отдел мозга, не требуя осмысления, оречевления, как, допустим, постройка снежной крепости, игра в вышибалы, постройка шалаша в лесу, чтение или слушание книги. Тут столько органов чувств задействовано, да еще помноженных на интерес, воображение, физическую нагрузку, что мозг получает в сто раз больше информации, чем развивающая игра в компьютере. Опытные логопеды сразу видят, где аутизм и алалия вызваны именно злоупотреблением гаджетами. Такому ребенку уже с 1,6 лет нет нужды общаться, задавать вопросы, его эмоциональный фон убог, мысль не развивается. Для того чтобы водить пальцем по планшету, много ума не надо – этому легко обучаются и умственно отсталые дети. Психологи вообще добавляют от себя, что привычка двигать только указательным пальцем по гладкому экрану замедляет развитие моторики рук и психики в целом. Ручка малыша – его основной инструмент познания, она должна работать полноценно и приносить своему хозяину как можно больше информации. Кстати, качество этой информации, вернее, ее достоверность, очень важны для нормального психического развития ребенка. Объекты окружающего мира должны быть реалистичными: если заяц, то серый или белый, а не розовый, если посуда, то деревянная, железная, стеклянная, а не с глазами на ножках. Психологи не рекомендуют показывать детям лет до 7-8-ми монстров, включая, между прочим, сюда и Лунтика, и Шрека и им же подобных «милых» героев, которыми грешат буквально все приложения для детей. Оказывается, созерцание несуществующих персонажей может сформировать шизоидность восприятия действительности, когда размывается грань между реальным и нереальным миром. Нужно помнить, что ребенок с легкостью погружается в виртуальный мир в силу эмоционально-волевой незрелости, по этой же причине он не может оттуда выбраться. Получается, что самое лучшее для развития ребенка – оно же и самое простое. Незамысловатые деревянные, глиняные или тканевые игрушки и предметы обихода, с которыми можно манипулировать, ощупывать, добывая тот самый сенсорный опыт и развивая мозг. По тем же причинам лучше обойтись без телевизора. Просмотр мультфильмов строго регламентировать, а также строго отслеживать, что смотрит ваш ребенок. Противоестественное обучение. Удивительно, но мы, мамы, так привыкли к садикам и школам, что уже не понимаем, до какой степени мы переложили свои обязанности за воспитание своих детей на чужие плечи! Почему мы считаем нормальным, что нашего ребенка будет воспитывать чужой человек, пусть даже добрый и хороший? У каждой мамы есть свое понимание, как объяснить ребенку, почему нельзя драться, почему надо все доедать за обедом и закрывать рот, когда чихаешь. И вместо нас этому будет учить его другой человек. И если впоследствии ребенок будет «выдавать» нам неадекватное поведение, неожиданные суждения, не близкие нам, то кого винить-то? За мысли в головке отвечала чужая тетя. И не стоит надеяться, что семейное воспитание возьмет свое. Не возьмет, увы, потому что малыш 80% своего времени проводит в другой среде. Это слишком много для того, чтобы она не повлияла на его душу. Воспитателей учат методикам математики, аппликации, лепки, но не учат, к сожалению, как правильно реагировать на поведение конкретного ребенка. Общие знания психологии и педагогики ничтожны, чаще индивидуально не применимы. Поэтому воспитательница ориентируется в основном, на свой личный жизненный и материнский опыт. Если в системе ценностей воспитательницы есть доброта, ласка, твердость, умение объяснить каждому ребенку, что он делает не так, если она понимает разницу между добротой и попустительством, если в ней нет равнодушия – это будет хороший воспитатель. Научить этому в педагогическо училище или вузе невозможно. Получается, что тут «хороший человек – это профессия». Редкая, увы. Самое естественное, самое нормальное – воспитание ребенка дома, мамой, в семье. Детские сады начали активно развиваться в СССР с 1918 г, особенно ясли с целью разрушения семьи. Человек, выросший в «государственной машине» яслей садов, школ, лагерей – удобный объект манипуляций. Влияние матери настолько велико, что даже если она не сильна в педагогике и психологии, ее ребенок избежит неврозов, психозов, депрессий и прочих поведенческих нарушений. Неспроста многие детки так трудно привыкают к детскому саду – это неестественно для них, вот они и сопротивляются. Самая лучшая социализация – это многодетная семья. Школьное обучение необходимо, хотя многие родители выбирают сейчас форму семейного обучения, принимая ответственность на себя полностью. Конечно, если хочешь видеть своего ребенка таким-то и таким-то, позаботься об это сам. Противоестественным можно считать и излишек дополнительного образования. Дети загружены помимо школы неимоверно. Для чего это? Невозможно все запихнуть в голову ребенку: и языки, и шахматы, и репетиторов, и танцы, и курсы дизайнеров. Когда-то я играла после школы в казаки-разбойники, до ночи прыгала в резиночку и выгуливала с подружками кукол в колясках. Слово «репетитор» было непонятным и редким, никто такого не видел. Как же так вышло, что не только я, но и многие мои сверстники получили высшее образование, написали диссертацию, кучу статей и книг? При этом средняя оценка по математике у меня «два», а языки я так и не смогла одолеть. Может быть, потому, что мы не переставая общались с подружками и куклами? Получали бесценный опыт общения в лазании по деревьям? И оттуда черпали свою математику? Противоестественные развлечения. Кроме гаджетов как способа «отдохнуть» в нашем обществе принято посещение развлекательных центров с громадным количеством увеселений для детей, кинотеатрами и перееданием в кафе. Обилие шума, людей, излишек визуальной информации, суета – все это создает сначала незначительное, но постепенно увеличивающееся напряжение в нервной системе ребенка. Накопительный эффект вливается в немотивированные истерики, протестное и демонстративное поведение, особенно у подростков. Такое времяпровождение не годится малышу, оно прямо вредит ему. Привычка развлекаться подобным образом (когда тебя развлекают) приводит к формированию потребительской личности и существенно задерживают ее созревание. Излишек шума и людей приводит к возбудимости, ситуация «ешь, что хочется и только вкусное» — к нарушению пищевого поведения, с которым потом очень трудно справиться. Попробуйте-ка запретить подростку ходить в Макдональдс, к которому его приучили с двух лет! Вспоминаются хоть и убогие, но в простоте своей здоровые советские годы: развлечений было мало, и были распространены домашние игры. Играли в лото, в слова, настольные игры-ходилки, в домино, рукодельничали, мастерили, много отдыхали на улице в играх типа классики и «Казаки-разбойники», ходили «по гостям», где не сидели перед экранами. Возможно, этот искусственный развлекательный вакуум спас наши поколения от такого обилия расстройства души и психики, к которым можно отнести и аутизм. Противоестественная жизнь в мегаполисах. Есть такой филолог, ученый, С.Л. Рябцева. В своих рассуждениях она замечает, что «большие города – это нарывы на теле нашей планеты». Да уж, нельзя не согласиться. Более нездоровой жизни для человека, а тем более, ребенка, и представить нельзя. Запачкано все: и воздух, и еда, и информационное пространство. Какая душа и разум сформируются под таким влиянием? По статистике, в больших городах на порядок больше детей с недоразвитием речи и психическими отклонениями. На переферии свои проблемы, конечно, но и там ведь действуют законы нашего мира. Где сейчас нет интернета — этой информационной помойки? Интернет и социальные сети могли бы приносить много пользы, но приносят больше вреда. У ребят формируется в мгновение ока искаженные, болезненные представления о том, что хорошо, а что-нет. Все в мегаполисах перевернуто с головы на ноги; буквально все, что диктует здоровая жизнь – попирается. Здоровая, естественная жизнь говорит – ешь умеренно, а реклама и вывески убеждают в обратном – ешь побольше и посытнее, пей всякую гадость – и будешь победителем (спасибо, что хоть здоровым быть не обещают). Здоровая целомудренная мама скажет дочке: «Не ходи в обтягивающих брюках», а видеорекламные щиты с семиэтажный дом показывают девушек в нижнем белье. Сквернословие оскорбляет всякого здорового человека – а где это виданы школы без ругани и мата? Здравомыслие учит нас довольствоваться малым, но мало какой родитель не предупредит: «Ты что, дворником хочешь быть?». Ребенку очевидно хорошо в тишине и покое, но его нет в городе нигде. Дома-телевизор, на улице-машины, в садике и школе – гвалт, в выходные — развлекательный центр. Есть мнение у американских логопедов, что одной из причин задержки речи является постоянный шум в жизни ребенка. Привыкнув к нему, он плохо реагирует на обращенную речь взрослых. Обеспечьте малышу хотя бы час-полтора в день полной тишины, в играх один-на один, погрузившись в свои мысли. Даже птицы в больших городах глуховаты и меньше поют, что же говорить о детях! Говорят, что с кем поведешься, от того и наберешься. Наши дети, так уж получилось, повелись с нами: обленившимся, изнеженным, сытым поколением с вывернутыми наизнанку ценностями. Не мудрено, что наши детки рождаются или становятся аутистами или алаликами, гиперактивными, непослушливыми, психически неуравновешенными. Все эти состояния противоестественны ребенку и его психике. Все существо ребенка нацелено на чистоту, здоровье, радостное познание мира. Убеждена, что добавив в свою жизнь и жизнь своих детей больше простоты и вернувшись к истокам обучения и воспитания, насколько это возможно, мы получим здоровое поколение и дефектологи станут исчезающей профессией.
|