«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на логопедических занятиях» |
Логопедия | |||
Автор: Иванова Юлия Николаевна | |||
18.12.2021 08:29 | |||
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на логопедических занятиях» Интегрированное коррекционно-развивающее занятие: «Зимующие птицы» Вид занятия: итоговое, подгрупповое. Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР III реч. ур. Приоритетная область: «Речевое развитие». Области в интеграции: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное». Цель: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи у детей.
Задачи: Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательные:
Используемые технологии: «Здоровьесберегающие технологии», «Технология проблемного обучения», «Информационно-коммуникационная технология», «Личностно-ориентированная технология». Планируемые результаты:
Используемые методы: наглядный, словесный, игровой. Оборудование: кормушка для птиц, подушки, «Антистрессовая игрушка», мячики «су-джок», мяч, зеркала, разрезные картинки, ноутбук, презентация-викторина, мелодия «Пение птиц», мягкий ковер. I. Создание мотивационного поля. Дети входят в кабинет на столе видят каркас кормушки без нескольких деталей. Логопед ставит перед детьми проблему, которую им необходимо решить. Логопед: Ребята, посмотрите, что это? Дети: Это кормушка, но она сломанная. Логопед: И что нам теперь делать? Посмотрите внимательно, может быть нам оставили подсказки? Дети: Посмотрите, здесь нарисованы стрелочки, это наверно подсказки. Логопед: Правильно, ребята, эти стрелочки направляют нас к тому месту, где находятся детали от нашей кормушки. Наверно нас там ждут интересные задания. Как вы думаете, мы сможем их решить? Дети: Да Логопед: когда мы сделаем кормушку, вы сможете унести ее на свой участок. Хорошо? Дети: Да. Логопед: Ребята, перед тем как приступить к нашим заданиям, скажите, а для кого эта кормушка? Дети: Для птиц, чтобы мы могли положить туда им еду. Логопед: Правильно ребята. А почему мы им должны помогать? Дети: Потому что сейчас зима, и им очень трудно достать себе еду. Логопед: Верно. Может, вы знаете, как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? Дети: Зимующие птицы. Логопед: Предлагаю вам сделать кормушку и отнести ее к себе на участок. II. Актуализация знаний. 1. Пальчиковая гимнастика Дети садятся на подушки и повторяют за логопедом пальчиковую гимнастику с мячиком «су-джок». Рано утром на опушке Мы повесили кормушку Для щеглов и для синичек, И для всех голодных птичек. Не едите вы с ладошки Зерна, семечки и крошки? Прилетайте на опушку, — Угощенье ждет в кормушке. 2. Артикуляционная гимнастика Логопед: Посмотрите под подушки, на которых сидите, что вы там нашли? Дети: Зеркала. Логопед: Предлагаю вам поиграть с язычком. Путешествие воробья. Наш сегодня воробей По улице гулял целый день. Сначала встретил он птенцов (рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости), Затем прыгнул на забор (губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны). Потом с горки он скатился (рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние передние зубы), На качели прокатился (рот открыт, напряженным языком тянуться к верхним и нижним резцам). После выполнения задания дети находят деталь, закрепляют ее на кормушке. III. Самостоятельное применение знаний на практике. 3. Игра «Разрезные картинки». Детям предлагаются перемешанные разрезные картинки птиц: синица, сорока, снегирь, дятел, воробей, ласточка. Логопед: Посмотрите, все картинки перемешались. Я вам предлагаю собрать картинки и посмотреть, кто на них изображен? Посмотрите, какие красивые у нас получились зимующие птицы. Дети: Здесь не все зимующие птицы. Ласточка перелетная птица. Логопед: Правильно, тогда убираем эту картинку. 4. Игра «Сравнение». Логопед: Скажите, ребята, у человека — дети, а у птицы — птенцы. У человека — нос, а у птицы — клюв. У человека — ноги, у птицы — лапы. У человека — руки, а у птицы — крылья, у человека тело покрыто кожей, а у птиц – перьями. А чего нет у человека, а у птицы есть (хвост). 5. Игра «Назови ласково». Перо – перышко; Крыло — крылышко; Хвост – хвостик; Клюв – клювик. После выполнения задания дети находят деталь, закрепляют ее на кормушке. 6. Викторина «Кто лучше знает птиц» (с использованием ИКТ). Детям на ноутбуке предлагаются вопросы о птицах и два варианта ответа. Какая птица самая любопытная?
Дети: Самая любопытная птица это сорока. Какая птица лечит деревья?
Дети: Лечит деревья дятел. Где сороки строят гнезда?
Дети: сороки строят гнезда на высоком дереве. Почему воробей купается в пыли?
Дети: Воробей купается в пыли, чтобы избавиться от насекомых. Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись?
Дети: Птицы сидят нахохлившись, чтобы не замерзнуть. После выполнения задания дети находят деталь, закрепляют ее на кормушке. 7. Физическая минутка «Снегири» Дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом. Логопед: А сейчас мы с вами превратимся в птичек и поиграем. Вот на ветках посмотри (руками хлопают себя по бокам) В красных майках снегири (показывают грудки) Распустили перышки (руки слегка в стороны) Греются на солнышке (шевелят пальчиками) Головой они качают (повороты головой вправо-влево) Улететь они мечтают (бегут по кругу, взмахивая руками). Игра «Подскажи словечко». Логопед кидает мяч ребенку и задает вопрос. У сороки белые бока, сорока … белобокая сорока; У сороки длинный хвост, сорока … длиннохвостая сорока; У снегиря красная грудь, снегирь какой …красногрудый снегирь У дятла длинный клюв, поэтому его называют... длинноклювый дятел. Дети добавили последнюю деталь на кормушку. Логопед: Посмотрите, у нас получилось построить кормушку? Дети: Да. Логопед: Теперь вы можете унести кормушку на свой участок и подкармливать птиц. 8. Дети рассказывают стихотворение «Покормите птиц» Яшин А.Я. Логопед: А вы помните стихотворение «Покормите птиц зимой»? Может быть, вы помните, кто написал это стихотворение? (Александр Яковлевич Яшин). Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну! 9. Релаксация Логопед предлагает прилечь на ковер и отдохнуть. Звучит мелодия. Логопед: Молодцы! Какое вы сделали полезное дело для птиц, теперь им не страшна будет даже самая суровая зима. А сейчас давайте с Вами отдохнем и отправимся в маленькое путешествие. Ложитесь на наш удобный матрас и закрывайте глазки. Представьте, что вы гуляете по зимнему лесу. Вы одеты очень тепло и решили полежать на мягком – мягком сугробе снега. Вам очень мягко и удобно. Зимнее солнышко греет ваш носик и щечки. Дует приятный ветерок. С деревьев слетают маленькие снежинки. Слышно звонкое пение птиц, которые сидят на деревьях. Давайте послушаем, как красиво они поют для нас… Вам очень хорошо, вы чувствуете, как вы отдохнули, и теперь можете опять возвращаться в детский сад и сделать еще какое-нибудь доброе дело. На счет три мы открываем глазки. IV. Рефлексия: Дети сидят на ковре, передают «антистрессовую игрушку» по кругу, и отвечают на вопросы: «Что вам понравилось?», «В какие игры вы бы хотели поиграть еще раз?», «Какие задания были трудными?».
|