Проект тема: «Весёлый ветерок» с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлым нарушением речи) подготовительной группы |
Логопедия | |||
Автор: Павлова В.М. Фирсова И.Е. | |||
18.05.2021 09:02 | |||
Проект тема: «Весёлый ветерок» с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлым нарушением речи) подготовительной группы Подготовили:
Актуальность проекта: Многие дети плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба. Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков в зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.
Цели проекта: обучение детей дыхательным техникам и правильному нижне-диафрагмальному дыханию, у детей дошкольного возраста с ОВЗ с речевыми нарушениями. Задачи проекта:
Тип проекта: игровой По числу участников: индивидуальный, подгрупповой По времени продолжения: долгосрочный, 2 месяца Участники проекта: воспитанники подготовительной группы дети с ОВЗ Педагог — психолог, учитель-логопед, родители Место реализации: ГБДОУ детский сад Релакса́ция (от лат. relaxatio «ослабление, расслабление») — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Релаксация может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиотерапии и лекарственных препаратов. Считается, что релаксация способствует снятию психического напряжения, из-за чего она широко применяется в психотерапии, при гипнозе и самогипнозе, в йоге и во многих других оздоровительных системах. Релаксация, наряду с медитацией, приобрела большую популярность как средство борьбы со стрессом и психосоматическими заболеваниями. Релаксация особенно эффективна для людей с повышенным мышечным тонусом. Доказано, что повышенный мышечный тонус ведёт к развитию заболеваний. Для людей с пониженным мышечным тонусом эффект релаксации будет меньше. Резкое или прогрессирующее снижение или повышение мышечного тонуса может быть результатом болезни. Прогрессивная мышечная релаксация Эта эффективная релаксационная техника была разработана американским учёным и врачом Эдмундом Якобсоном в 1920-х годах. Методика основана на простом физиологическом факте: после периода сильного напряжения любая мышца автоматически глубоко расслабляется. Следовательно, чтобы добиться глубокой релаксации всех скелетных мышц, нужно одновременно или последовательно сильно напрягать все эти мышцы. Доктор Джэкобсон и его последователи рекомендуют максимально напрягать каждую мышцу в течение 5—10 секунд, а затем в течение 15—20 секунд концентрироваться на возникшем в ней чувстве расслабления. Важно сначала научиться распознавать чувство напряжения и затем отличать от него чувство расслабления. В наше время считается достаточным последовательно упражнять таким образом 16 групп мышц: Доминантная кисть и предплечье (максимально сильно сожмите кулак и согните кисть в любом направлении). Доминантное плечо (согните руку в локте и сильно надавите локтем себе в корпус или на ближайшую поверхность — кровать, подлокотник, и т. п.). Недоминантная кисть и предплечье. Недоминантное плечо. Мышцы верхней трети лица (поднимите брови как можно выше и широко откройте рот). Мышцы средней трети лица (сильно зажмурьтесь, нахмурьтесь и наморщите нос). Мышцы нижней трети лица (сильно сожмите челюсти и отведите уголки рта назад, к ушам) Мышцы шеи (притяните плечевые суставы высоко к ушам и в таком положении наклоняйте подбородок к груди) Мышцы груди и диафрагма (сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, сведите локти перед собой и сожмите их) Мышцы спины и живота (напрягите мышцы брюшного пресса, сведите лопатки и выгните спину) Доминантное бедро (напрягите передние и задние мышцы бедра, держа колено в напряжённом полусогнутом положении) Доминантная голень (максимально потяните на себя ступню и разогните пальцы ступни) Доминантная ступня (вытяните голеностопный сустав и сожмите пальцы ступни) Недоминантное бедро Недоминантная голень Недоминантная ступня Под словом «доминантная» имеется в виду правая для правшей и левая для левшей. Первые два месяца доктор Джекобсон рекомендовал заниматься ежедневно, затем плавно снижать периодичность до 2 раз в неделю. В первый месяц рекомендовалось заниматься 2 раза в день по 20—30 минут. Во второй месяц 1 раз в день по 20 минут. Затем по 10—15 минут. При достижении определённого уровня мастерства Джекобсон рекомендовал учиться вызывать расслабление просто представляя себе чувство расслабления в определённой мышце, без её напряжения Абдоминальное дыхание Данный метод считается одним из самых простых. Его также называют «диафрагмальное дыхание». Метод предусматривает 1-3 подхода (с перерывами) по 10 дыхательных циклов (вдохов-выдохов), выполняемых следующим образом: Медленный вдох через нос. При вдохе следует стараться, чтобы максимально «раздулся» живот, а грудная клетка раздулась не так сильно. Задержка дыхания на несколько секунд. Медленный выдох, лучше через рот. Выдох должен быть длиннее вдоха. При выдохе из лёгких должен полностью выйти весь воздух, для чего в конце выдоха нужно сделать небольшое усилие. При глубоком вдохе живот поднимается, оттого что диафрагма — главная дыхательная мышца — опускается очень низко, как бы «раздувая» абдоминальную область. Именно низкое опущение диафрагмы является главным показателем полноты вдоха, то есть полного наполнения лёгких воздухом. А полный выдох при этом обеспечивает полное обновление воздуха в лёгких, чего не происходит при поверхностном дыхании. Это упражнение способствует хорошему насыщению крови кислородом, при длительной практике способствует выработке правильного повседневного дыхания. Техника также помогает при эмфиземе лёгких. Метод можно совместить с самовнушением, произнося при каждом выдохе ключевое слово, например: «релаксация», «спокойствие», «безмятежность», и т. п. Речевое дыхание– основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Речевое дыхание отличается от обычного дыхания: - более быстрым вдохом и замедленным выдохом; — значительным увеличением дыхательного объема; — преимущественно ротовым типом дыхания; — максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Дыхательные упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов. Техника выполнения упражнений:
- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению. «Снег» Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Нельзя надувать щеки при выполнении этого упражнения. «Кораблики» Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами. «Футбол» Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру «Кто быстрее». «Бульбульки» Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды, нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды, – нужно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. «Волшебные пузырьки» Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него. «Дудочка» Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка надо так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка. «Губная гармошка» Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же. «Цветочный магазин» Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу. «Свеча» Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее. Литература:
Спасибо за внимание!
|