Логопедия Тодоренко Татьяна Александровна Учитель - логопед МБДОУ №4 г.Рязань Очень часто, когда ребёнок приходит в начальную школу у него возникают трудности в овладении русским языком. Связано это с недостаточным развитием речи. часто родители не обращают внимание на то что ребёнок не умеет грамматически правильно оформить предложение, построить фразу, у него бедный словарный запас. Но все эти недочёты проявляются на уроках в школе. Чтобы избежать эти трудности, надо развивать речь ребёнка в дошкольном возрасте. Предлагаю вам некоторые задания и игры, которые помогут развить речь ребёнка, обогатить его словарный запас и послужат неплохой базой для успешного обучения в школе. Игра «Один - много».
Поиграйте с ребёнком, бросьте мячик и назовите слово в единственном числе. Ребёнок поймав, назовёт это же слово, но во множественном числе, и бросит его обратно. Образец: лимон - лимоны, берёза - берёзы, тигр - тигры и т.п. Игра «Ласковый ребёнок». Учим ребёнка образовывать новые слова с помощью суффиксов. Ребёнок предложенные ему слова называет ласково. Образец: дом - домик, лист - листик, нос - носик и т.п. (В эту игру тоже можно играть используя мяч). Игра «Собери слово». Предложить ребёнку «собрать два слова в одно». Образец: сад разводит - садовод, по луне ходит - … по снегу ходит - … везде ходит - … овощи режет - … мясо рубит - … сам летит - … снег падает - … листья падают - … лес рубит - … рыбу ловит - … трубы чистит - … Часто в речи малыша можно услышать нелепые фразы и предложения, это говорит о том, что ребёнок ещё не чувствует многие смысловые оттенки слов, поэтому очень полезно поиграть в игры: Игра «Слова друзья». Учим ребёнка подбирать похожие по смыслу слова. Образец: скачет - прыгает бросает - … бежит - … идёт - … кричит - … большой - … ловкий - ... Игра «Слова - враги». Учим ребёнка подбирать слова противоположные по смыслу. Образец: кричать - молчать ломать - … поднимать - … хвалить - … прямой - … умный - … сухой - … вежливый - … весёлый - … горячий - ... Игра «Назови одним словом». Объясните ребёнку что предметы могут быть сделаны из разных материалов и называться они будут по-разному. Образец: если чашка сделана из глины, то она - глиняная. мяч из резины - … ведёрко из пластмассы - … стена из кирпича - … шляпа из соломы - … салфетка из бумаги - … коробка из картона - … кольцо из золота - … ваза из стекла - … люстра из хрусталя - … сумка из кожи - … Список используемой литературы: Жукова Н.С., Мастюков Е.Н., Филичева Т.Б., Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990 год. Селевёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М.: Просвещение, 1987 год. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Школа - пресс, 1999.
|