«Система коррекционно – развивающей помощи детям в группах компенсирующей направленности» |
Логопедия | |||||||||||||||||||||||||||
Автор: Стромилова Н.С. Камелина Н.В. | |||||||||||||||||||||||||||
21.11.2020 11:55 | |||||||||||||||||||||||||||
«Система коррекционно – развивающей помощи детям в группах компенсирующей направленности»
В данное время происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы в соответствии с Федеральными ГосударственнымиОбразовательными Стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО), которые учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада являются:
Коррекционно-развивающая работа – это система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков в физическом или психологическом развитии детей.
Система коррекционно-развиваюшей работы в нашем Учреждении построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их потребностей в оказании коррекционной помощи узкими специалистами, запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Содержание коррекционно-развивающей работы в соответствие с ФГОС направлено на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы, необходимой коррекции недостатков в развитии речи детей, их социальную адаптацию и комплексную подготовку воспитанников к школе. Система коррекционной работы в ДОУ складывается из:
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций (создание индивидуального маршрута развития) по оказанию коррекционной помощи в условиях детского сада. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию речи в условиях ДОУ. Консультационная работа обеспечивает непрерывность психологического сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, обучения, коррекции, развития и социализации воспитанников; Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей со всеми участниками образовательного процесса – воспитанниками, их родителями, педагогическими работниками. Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, медицинских работников. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами и индивидуальными образовательными маршрутами воспитанников должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья. Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие с родителями, так как наилучшие результаты отмечаются там, где родители действуют согласованно с учителем-логопедом, следуя инструкциям, которые им дают. Работу с семьей выстраиваем на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, это, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков. Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Мы планируем и координируем совместную работу, определяем вместе с другими специалистами (педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем). Взаимодействие с воспитателями: В нашем дошкольном учреждении логопедом и воспитателями разработаны и апробированы такие формы взаимодействия между участниками коррекционно-развивающего процесса.
Важным пунктом в вопросе взаимодействия логопеда и воспитателей группы мы считаем организацию и проведение ежемесячных занятий “Логопедической гостиной”. В начале учебного года знакомлю воспитателей с результатами обследования, проводят совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка. Тематика “Логопедических гостиных” охватывает все стороны взаимодействия учителей-логопедов и воспитателей. Здесь мы обсуждаем новинки литературы, интересные методические находки, вместе апробируем новые пособия или формы работы. В рамках “Логопедической гостиной” были опробованы, различные речевые игры; логопедический самомассаж артикуляционных мышц, артикуляционная гимнастика Взаимодействие с музыкальным руководителем: Как говорят: «Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет!» В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций. Для достижения этих задач в занятия включена логоритмика. Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. Взаимодействие с педагогом-психологом: Механизм реализации корекционно-развивающей работы основывается на взаимодействии специалистов ДОУ, обеспечивающих системное сопровождение детей с ОВЗ, социальное партнёрство. Координирующая роль в реализации работы принадлежит учителю-логопеду и педагогу-психологу. Основываясь на результатах изначального диагностического обследования разрабатывается комплекс мер, направленных на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и всех психических процессов. Совместная работа с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателем) позволяет активно воздействовать на ребёнка специфическими профессиональными средствами. Таким образом, комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и оздоровительной работы, когда наряду с логопедическим воздействием ведётся воспитание личности ребёнка и оздоровление детского организма в целом. Учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребёнка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают и реализуют единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса. В этой связи важнейшее значение приобретает внедрение новых педагогических технологий в области управления дошкольным образовательным учреждением. Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Результаты, полученные в ходе контроля, являются основой для принятия управленческих решений. В управленческой деятельности Учреждения, имеющим группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, используются методы контроля: наблюдение с последующим анализом результатов, беседа, анкетирование, хронометраж (измерение педагогического процесса во времени), изучение документации (календарно-тематических планов, индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов детей, рабочих программ, дневники наблюдений за социализацией детей, детские работы и т. д.). Исходя из того, что основные функции и разновидности контроля одинаковы для любого дошкольного образовательного учреждения, наше внимание было акцентировано на разработке алгоритмов контроля по следующим направлениям:
- индивидуальная. 4. Мониторинг индивидуальных достижений воспитанников 5. Работа учителя – логопеда с воспитателями / специалистами. 6. Работа с родителями по направлению коррекционной деятельности. В этом учебном году контроль будет направлен на:
Для обеспечения выполнения плана мероприятий, направленных на организацию коррекционно — образовательного процесса, мы используем различные карты контроля, часть карт мы разработали сами, исходя из функциональных обязанностей воспитателей групп компенсирующей направленности и специалистов ДОУ. Контроль за работой учителя – логопеда ведётся по следующим направлениям: Организационный блок: оформление необходимой для работы документации (циклограмма, журналы индивидуальных занятий, перспективный план работы на год, речевые карты, ИОМы, тетради взаимодействия с воспитателями и другими специалистами). Коррекционный блок: (фронтальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношений). Диагностический блок: (первичная и промежуточная диагностика речевого развития детей, диагностика детей подготовительной группы в конце учебного года, обследование детей по запросам воспитателей и родителей, консультации для воспитателей и специалистов ДОУ по результатам обследования речи детей, посещение занятий воспитателей). Работа с родителями: консультативно – просветительская деятельность (индивидуальные консультации и беседы по результатам логопедического обследования, открытые мероприятия для родителей, оформление наглядной информации, практические занятия) Оснащение кабинета: (методическая литература, картотека по лексическим темам и на отработку звуков, дидактические игры и пособия, компьютерные игры и упражнения, пополнение и обновление кабинета). Контроль за работой воспитателя группы компенсирующей направленности проводится по 2 направлениям работы:
Исходя из задач первого направления работы воспитателя в группе компенсирующей направленности на постоянном контроле заведующего, старшего воспитателя и учителя – логопеда, следующее:
Контроль за работой педагога – психолога по коррекционно – развивающему направлению так же организуем по блокам: Организационный блок: оформление необходимой для работы документации (циклограмма, журналы коррекционно – развивающей и профилактической работы с воспитанниками, журнал работы с родителями, журнал диагностического обследования, перспективный план работы на год, ИОМы, тетради взаимодействия с воспитателями и другими специалистами). Коррекционный блок: (фронтальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, индивидуальные занятия по показаниям) Диагностический блок: (первичная и промежуточная диагностика психо-эмоционального климата, диагностика готовности детей к обучению в школе, обследование детей по запросам и с согласия родителей, консультации для воспитателей и специалистов ДОУ по результатам обследования детей, посещение и сопровождение занятий воспитателей). Работа с родителями: консультативно – просветительская деятельность (индивидуальные консультации и беседы по результатам обследования, открытые мероприятия для родителей, оформление наглядной информации, практические занятия) Оснащение кабинета: (методическая литература и диагностические материалы, дидактические пособия и оборудование, пополнение и обновление кабинета). Контроль за организацией коррекционно – развивающих мероприятий музыкальным руководителем организуется по направлениям:
Контроль за организацией коррекционно – развивающих мероприятий инструктора по физическому развитию организуется по направлениям: • Коррекционно – физкультурная работа на занятиях • Коррекционно – физкультурная работа в совместной деятельности • Индивидуальная работа с воспитанниками Оценивается организация следующих форм работы с детьми группы компенсирующей направленности: • Коррекция дыхания • Развитие мелкой моторики рук и укрепление мускулатуры лица • Коррекционные упражнения (для укрепления опорно-двигательного аппарата, для развития равновесия, формирования правильной осанки) • Игровые упражнения (самостоятельные игры или в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкальноритмическими комплексами) • Массаж, самомассаж В процессе контроля используем такие методы, как изучение документации воспитателя и специалиста, наблюдение, беседы, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, диагностические методы, т.е. такие методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию. Главными задачами регулирования хода организации коррекционно-развивающей работы являются:
Особенность контроля в условиях коррекционно-развивающей работой состоит в его оценочной функции — направленности на личность педагога. Если это молодой педагог, то он сказывается на его профессиональном становлении; если это педагог со стажем — на укреплении или ослаблении его профессиональной позиции и авторитета в ДОУ. Чтобы профилактика и коррекция нарушений речи у детей была достаточно эффективной необходимо организовать комплексное взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения, начиная с раннего логопедического обследования детей. По результатам данного обследования, дети направляются на городскую ПМПК и по итогам заседания комиссии, дети зачисляются в группу компенсирующей направленности. В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить неблагополучное речевое развитие и преодолеть как можно раньше. Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребёнка. Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений эти актуальные задачи мы поставили перед собой в этом учебном году. Основными направлениями коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста, имеющими задержку речевого развития, являются: - нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата, развитие тактильных ощущений, мимики, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка, стимуляция лепета, лепетных слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, вызов положительного эмоционального отношения к занятиям, выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления. Работа с детьми раннего возраста позволяет в дальнейшем максимально рано выявить детей с ЗРР, сократить разрыв между моментом выявления первичных нарушений и началом логопедического воздействия. Таким образом система работы по комплексному всестороннему воздействию начиная с раннего возраста на детей с тяжелыми нарушениями речи в нашем детском саду создает условия для успешного выпуска детей подготовительной логопедической группы с 100 % чистой речью.
|