Использование ИКТ в коррекционной работе учителя — логопеда с неговорящими детьми |
Логопедия | |||
Автор: Клюшина Галина Михайловна | |||
07.11.2020 00:08 | |||
Использование ИКТ в коррекционной работе учителя — логопеда с неговорящими детьми Мы живем в XXI веке, веке информации. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры. Необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в дошкольном образовательном учреждении прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемыми ФГОС. Возможность широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в свою очередь неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы. Использование информационных технологий обусловлено социальной потребностью в повышении качества воспитания и образования детей. Современные дети отличаются от предыдущих поколений, информационные технологии входят в жизнь детей очень рано. И сила их воздействия на детскую психику велика. Использование данной технологии требует и новых умений, и знаний от учителя-логопеда: находить нужную информацию в информационном пространстве интернета, составлять презентации, включать в НОД интерактивные игры и т. д.
С каждым годом, количество детей с нарушением речи неуклонно растет. Поэтому, система современного образования ставит перед педагогами новые задачи при организации коррекционно-развивающего процесса, которые позволили бы наряду с традиционными средствами обучения использовать и интерактивные. Для ребенка дошкольного возраста, игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего, игровой деятельностью, а затем уже учебной. Особенности игровой деятельности неговорящих детей должны учитываться при выборе компьютерных игр для них. В игре дети с речевыми нарушениями требуют частой смены раздражителей, их игровая деятельность складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательном руководстве ею. Неговорящим детям легче выполнить задание, если оно предлагается в наглядном, невербальном плане. При использовании компьютерных программ в работе с неговорящими детьми необходимо подкреплять словесную инструкцию наглядным примером выполнения задания, предусматривать повтор инструкции в зависимости от различных действий ребенка, четко формулировать вербальные инструкции. Речевые обороты, используемые героями компьютерных игр, довольно быстро включаются в речь ребенка, дети копируют интонацию героя. Таким образом, использование компьютерных игр может послужить целям стимуляции эмоционального общения, речевого подражания. В рамках компьютерной программы ребенок учится самостоятельно осуществлять свою деятельность, развивая способность принимать решения, доводить начатое дело до конца. Использование компьютерных технологий в логопедической работе позволяет незаметно для ребенка дошкольного возраста осуществить переход от игровой деятельности к учебной. Предоставление информации в привлекательной для ребенка форме не только ускоряет запоминание содержания учебного материала, но и делает его осмысленным и долговременным. Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране — это не реальные вещи, а их знаки. Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является необходимым для их языкового и интеллектуального развития. Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму доступного экспериментирования, моделирования, классификации, сравнения. Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, предвосхищать цепь событий, у него развивается способность к прогнозированию результатов действий — все это имеет значение для развития у них логического мышления. У неговорящих детей отмечаются бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции. Использование компьютера в работе с детьми является дополнительным стимулом для преодоления этих нарушений. Формирование мыслительных способностей ребенка основано на овладении опосредованным решением мыслительных задач, чему в значительной степени способствует компьютерная деятельность. Дети изучают различные виды причинности, нажимая на кнопки клавиатуры, обращая при этом внимание на появляющиеся на экране символы. Развитию воображения и творческого мышления способствуют игры-раскраски, программы-конструкторы и т.п. Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс интериоризации, так что самые простые действия во внутреннем плане становятся доступными для детей 5 лет. Это происходит за счет того, что процесс преобразования, изменения происходит постепенно, наглядно для ребенка, что облегчает ему понимание происходящего. Существует достаточное количество компьютерных программ для формирования у детей сенсорных эталонов. В компьютерных играх существует возможность наложить эталон на ту или иную фигуру, продемонстрировать ребенку его ошибки, самому ребенку найти ее причину и исправить. Многие детские компьютерные программы включают раскраски, которые также помогают ребенку быстро и в игровой форме освоить названия цветов. Учитывая затруднения неговорящих детей, возникающие при восприятии стилизованных изображений, целесообразно не использовать в работе компьютерные программы, содержащие подобную графику. Использование демонстраций фотографий и слайд-фильмов, созданных на компьютерах, организация логопедического занятия с использованием виртуальных путешествий, сопровождаемых музыкой, записями голосов птиц, зверей, закадровым текстом, вызывает интерес у детей с речевыми нарушениями эмоциональный отклик. Такая информация легче переводится в долговременную память. Формирование мотивации к речевому общению у неговорящих детей — одна из основных задач логопедической работы с ними. Специализированные компьютерные технологии позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес как игровая и учебная деятельности, что способствует формированию познавательной мотивации. Многие традиционные логопедические игры, облеченные в форму компьютерной игры, становятся более привлекательными для неговорящего ребенка, повышая его мотивацию. Например, традиционный показ картинок можно заменить перемещением их на экране, с целью узнавания глаголов со сходным значением логопед демонстрирует ребенку анимационные картинки на компьютере (преимущество перед традиционными картинками — динамическая наглядность) и просит щелкнуть мышкой по картинке в соответствии с инструкцией. Например, «Покажи, где рисует, а где раскрашивает (шьет — вяжет; жарит — варит; моет — стирает; лежит — спит и т.д.). Удобно переводить в «компьютерный вид» игры, направленные на классификацию предметов. Например, при изучении лексической темы «Цветы»: ребенок раскладывает фотографии цветов в электронном виде в папки «Лес» и «Сад», соответственно делит цветы на две группы: «садовые» и «лесные». Другой вариант может быть использован при изучении лексической темы «Животные»: классификация домашних и диких животных. Классифицировать можно фотографии, представленные в программе Word пакета Microsoft Office: от соответствующих фотографий проводить стрелочки к лесу или дому. В соответствии с описанными временными ограничениями для занятий с использованием информационных технологий, считаем, что лишь часть логопедического занятия может проводиться с использованием ИТ, в занятие должны обязательно включаться игры и игровые упражнения, активизирующие разные виды деятельности ребенка, в частности перцептивную. Необходимо помнить, что при использовании ИКТ следует соблюдать СанПиН, где определены требования к размеру экрана, высоте установки, расстоянию между ребенком и монитором, а также к длительности и частоте занятий. В заключении хотелось бы отметить, что целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию речевого развития детей, с использованием мультимедийных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным. Кроме того их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счёте, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.
|