Конспект логопедического занятия со старшими дошкольниками «Дифференциация шипящих звуков» |
Логопедия | |||
Автор: Штыкина Лариса Валерьевна | |||
29.10.2020 19:49 | |||
Конспект логопедического занятия со старшими дошкольниками «Дифференциация шипящих звуков» Составила и провела: учитель-логопед Штыкина Лариса Валерьевна, МАДОУ детский сад «Огонек», Республика Бурятия, с.Багдарин. Цель занятия: Дифференциация шипящих звуков [Ш] — [Ж]. Задачи занятия: Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательные:
Материалы: Аудиозапись: хруст снега, вой вьюги, пение птиц, шум леса, кваканье лягушек, жужжание насекомых, шипение змеи. Презентация по ходу занятия «Времена года», «Зимние развлечения», «Перелетные птицы», «Цветы». Звуковые домики, красные и синие круги. Оборудование: музыкальный центр, компьютер проектор, экран для демонстрации, массажные мячики «Су-джок». Ход занятия Организационный момент Логопед приветствует детей, приглашает их пройти на коврик. Логопед: Ребята, давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и подарим друг другу свои улыбки. Вы почувствовали, как тепло и хорошо стало в нашей группе? Дети проходят на свои места. Логопед: Сегодня мы с вами вспомним все времена года. 1. ЗИМА Логопед: Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет – Когда это бывает? (Зимой). Послушайте внимательно звуки зимнего времени года. (Прослушивание звуков: хруст снега, воет вьюга и т.д) - Давайте вспомним, какими нежными и хрупкими бывают снежинки! Предлагаю каждому из вас сдуть со своей ладошки снежинку. (Дыхательная гимнастика: «Ветерок», «Замерзли руки») какой звук мы произносим, когда стараемся согреть ладошки? ( «Ш-Ш-Ш»). - Назовите ваши любимые развлечения зимой? (катание на горке, санках, коньках, игры с друзьями в снежки) - Какая зима в нашем краю? (снежная, морозная, долгая, белая, веселая). 2. ВЕСНА Прошла зима……Зазвенели ручьи, прилетели грачи. В дом свой — улей — пчела Первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной.) - Представьте. Что мы с вами оказались на лесной поляне. А в лесу надо вести себя очень тихо, чтобы не спугнуть жителей леса. Послушайте внимательно, какие звуки леса вы услышите весной (пение птиц, шум леса, кваканье лягушек). - Какая весна в нашем краю? (холодная и теплая, пасмурная и солнечная, дождливая, зеленая и т.д.). - Что еще вы знаете о весне? (становится теплее, природа оживает, появляются подснежники –первые цветы, набухают почки на деревьях и появляются листья и т.п.) - Кто весну на крыльях приносит? (птицы) - Как называются эти птицы? (перелетные) - Посмотрите внимательно на картинки и выберите птицу в названии которой есть звук «Ш» или «Ж». (кукушка, журавль). - Определите, где стоит звук в словах. - Послушайте загадки: Первым вылез из землицы на проталине Он мороза не боится, хоть и маленький. Что это? (Подснежник) В поле бескрайнем сестрички стоят, Жёлтые глазки на солнце глядят, У каждой сестрички — белы реснички. (Ромашка) Белые горошки на зеленой ножке (Ландыш) - Как можно одним словом назвать подснежник и ландыш? (Цветы). Верно, сколько слогов в слове ландыш (два), подснежник (три слога). - Просыпается природа весной и животные выходят из спячки. Назовите лесное животное со звуком «Ж», которое просыпается весной. Сердитый недотрога, живет в глуши лесной, Иголок очень много, а нитки не одной. Кто это? (Ёж) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА на развитие мелкой моторики «Ходит ежик без дорожек» (с использованием массажных мячей) Ходит ёжик без дорожек, по лесу по лесу (катают мячик в руках вперед-назад между ладонями) И иголками своими колется, колется (мяч на ладони правой руки, каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки, затем меняют руки) А я ёжику-ежу, ту дорожку покажу (мяч в левой руке, скатывают с правого плеча, затем меняют) Где катают мышки, маленькие шишки (катают мяч в руках влево-вправо) 3. ЛЕТО - Молодцы, продолжаем дальше. Весна пройдет, а за нею … Солнце печет, липа цветет, рожь колосится, золотится пшеница. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (лето) - Предлагаю послушать внимательно лес летом, что вы услышите (пение птиц шум леса и т.д). - Какое лето в нашем краю? (теплое, ясное, жаркое, долгожданное) - Что хорошего несет с собой лето? (веселье, цветы, ягоды, зелёная трава и ясная солнечная погода и т.п.). В летнее время года посыпаются насекомые. - Нам предстоит расшифровать слово, называющее насекомое. Первый звук в зашифрованном слове – это первый звук слова «жираф». Второй звук – это первый звук слова «утка». Третий звук – это первый звук слова «кот». - Из первых звуков трёх слов-подсказок сложите зашифрованное слово. (Логопед ещё раз проговаривает все слова, выделяя голосом первые звуки. Зашифрованное слово – жук, педагог демонстрирует предметную картинку). - Произнесите слово «жук» чётко. Какой звук мы слышим первым? - Это звук [Ж]. Это согласный или гласный звук? Твёрдый или мягкий? Как мы его обозначим? Какой звук мы слышим вторым? Это звук [У]. Это согласный или гласный звук? Как мы его обозначим? Какой звук мы слышим третьем в слове «жук»? Произнесите его чётко. Это звук [К]. Это согласный или гласный звук? (Дети обозначают гласный и согласный звук – кругами красного и синего цвета). - Точно таким же звуком «ж-ж», летит и гудит другое насекомое. Оно начинается на звук «Ш». (Шмель). Послушайте как жужжат эти насекомые. - Как вы думаете, а кто из животных может шипеть «ш-ш» (Змея). - Давайте пожужжим как жуки, а теперь пошипим как змея. - А какие это звуки? (согласные) - Чем отличаются эти звуки? (звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой) Дидактическая игра «Эхо» - Вы знаете что такое – эхо? Эхо –это отражение звука. Звук отражается от любого встретившегося ему на пути препятствия – от деревьев, от скал. Если в лесу крикнуть «Ау», то услышим эхо – уу. Поиграем в игру – «Эхо». -Я буду называть слова, а вы будете произносить последний слог. Слова: ужи, камыши, ландыши, держу, машу, хорошо, лужи, ежи. 4. ОСЕНЬ - Прошло лето, а за ним… Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью). (Прослушивание звуков осени) - Чем вам осень нравится? (красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая). - Чем осень может огорчить? (пасмурной, дождливой погодой) Давайте вспомним. Что нам осень несет. Какие дары в корзину кладёт? Дидактическая игра «Назови фрукт или овощ, грибы или ягоды» - Распределить все предметы по звукам «ш-ж» Игра «Найди лишний предмет» - Не забывайте, что игру предлагают вам звуки. Какой предмет лишний и почему? - Дождь, жук, шиповник. - Камыш, ёж, ромашка. - Шмель, снежинка, солнышко. - Лягушка, мышка, подснежник. - Медвежонок, букашка, шишка Итог занятия: Логопед: Мы сегодня поговорили о временах года. В каждом из них мы находили шипящие звуки «Ш-Ж». На этом наше занятие окончено.
|