Логоритмика в работе с детьми с Тяжёлыми нарушениями речи и их родителями. |
Логопедия | |||
Автор: Ягубкина Ирина Александровна | |||
21.08.2020 13:55 | |||
Логоритмика в работе с детьми с Тяжёлыми нарушениями речи и их родителями. Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, представляет сложную проблему для специалистов, так как очень часто у таких детей отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы, ряда неречевых психических функций, а также нарушения пальчиковой и общей моторики (у детей с речевой патологией нередко наблюдается некоординированность и общая моторная неловкость). Чем разнообразнее формы работы с такими детьми, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии. Чтобы разнообразить работу, сделать её более интересной и эффективной, я считаю необходимым максимально привлечь родителей к активному участию в коррекционно-образовательном процессе. Одной из самых эффективных форм взаимодействия, на мой взгляд, являются коррекционно-логопедические занятия с участием родителей. К такому виду совместной деятельности родители, как правило, не готовы. Приходится постепенно убеждать их в целесообразности такой работы. Для этого необходимо непрерывно взаимодействовать с родителями, предлагая им консультации, открытые индивидуальные и фронтальные занятия, конкурсы на лучшую поделку, составление рассказов на заданную тему, совместное с детьми изготовление книжек, презентаций и т. п. Самые успешные работы и активное участие в работе детского учреждения непременно должны поощряться. В результате, если в начале учебного года родители лишь наблюдают за детьми, то уже к середине года готовы стать участниками занятия. На первых порах участие родителей в занятии ограничивается лишь небольшими репликами, единичными действиями, что не требует особой предварительной работы. Но уже на втором, третьем таком занятии их участие становится более активным. Соответственно, требуется подготовить родителей более основательно. Для этого логопеду необходимо за несколько дней до проведения мероприятия раздать речевой материал (текст роли, стихи, загадки и т. д.), материалы для заданий, разучить пальчиковые гимнастики, физкультминутки, объяснить требования к ответам детей, обговорить по необходимости костюмы родителей и пр. В результате такой подготовки в ходе занятия, как правило, не возникает никаких осложнений. И участие в нём логопеда сводится к осуществлению взаимосвязи между заданиями, контролю за правильностью построения детьми речевых высказываний, сглаживанию возможных заминок и прочим организационным моментам. Такой вид работы очень интересен детям, родителям и самим педагогам. Он позволяет установить наиболее тесный контакт педагогов с родителями, взрослые начинают лучше понимать проблемы своих детей, приобретают необходимые навыки по работе над преодолением речевых нарушений. Но самое главное то, что и дети, и их родители, и педагоги получают огромное количество положительных эмоций! Я привлекаю родителей к участию не только в обычных логопедических индивидуальных и подгрупповых занятиях, но также и к участию в занятиях по логопедической ритмике. Я занимаюсь логоритмикой с детьми больше 5 лет и участие родителей в таких занятия я считаю особенно важным. Так как логоритмика– это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых с целью логопедической коррекции и таким образом, речевое развитие формируется и корригируется посредством слова, движения и музыки. Коррекционная направленность занятий обусловлена учётом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. При проведении занятий учитываются и возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т. д. Логоритмика включает в себя множество заданий на развитие дыхания, артикуляции, просодических компонентов речи, автоматизацию звуков, мелкой моторики и привлечение родителей воспитанников с «Тяжёлым нарушением речи» к таким занятиям я считаю просто необходимым. На этих занятиях родители не только знакомятся с различными способами обучения детей правильному дыханию, развитию артикуляционной моторики, автоматизации звуков, но и учатся этому сами, что облегчает им в дальнейшем занятия с детьми дома. Далее я предлагаю два конспекта занятий по логопедической ритмике для детей подготовительной группы с участием родителей успешно опробованных в моей практике. Конспект логоритмического занятия с участием родителей в подготовительной группе для детей с ОНР на тему «Зимнее путешествие». Цели.
Предварительная работа. Сообщить родителям об открытом занятии; заранее раздать роли, проговорив их совместно; непосредственно перед занятием показать местонахождение родителей (каждый участник занимает своё «место» и надевает маску, костюм непосредственно перед ролью, до этого все сидят на заранее приготовленных для зрителей местах). Ход занятия. Логопед: Оделась речка в тонкий лёд, А снег идёт, идёт, идёт… Вовсю старается зима Белит поля, белит дома. Запряжены в телегу кони белоснежные, и мы с вами отправляемся в зимнее путешествие. Речевая игра «Едем на лошадке». Едем, едем на лошадке По дороге зимней, гладкой. Санки скрипят, Бубенчики звенят, Дятел стучит, Вьюга свистит, Белка на ёлке Орешки грызёт, Рыжая лисичка Зайца стережёт. Холод, холод, Стужа, стужа. Снег пушистый Кружит, кружит… Ехали мы, ехали, Наконец доехали: С горки – ух! В ямку – бух! Приехали! Т. Тютюнникова Дети цокают языком Произносят Ш! Ш! Динь-динь! Тук-тук! Звук «С» на выдохе Цок! Цок! – коротко и остро «Ф…ф…» — сердито и энергично «В…» — на продолжительном выдохе «Бр-р…» «О…» — несколько раз на одном выдохе Цокают языком «У-ух!» — делая глиссандо с самого верхнего звука до нижнего «Бух!» — в нижнем регистре. Логопед. – Посмотрите, где мы очутились! Деревенька, да старинная. Как будто мы перенеслись на сто лет назад. Вот домишко, а в домишке живут дед да баба. Живут, да звонко песни поют. Русская народная хороводная игра «Кострома». (Мама в костюме «Костромы» встаёт в центр круга и играет с детьми). Логопед. – А вот и баба Фрося вышла гостей встречать. (Мама в костюме выходит к детям и кланяется). Артикуляционная гимнастика.
Логопед. – Делу время, а потехе час. Пора за дело браться. Пальчиковая игра. У бабы Фроси Пяток внучат Все каши просят Все криком кричат. Акулька в люльке Алёнка в пелёнке. Аринка на перинке Иван на печке Степан на крылечке. Стала баба тесто месить Кашу варить Молоко топить Наелись! Напились! Бабе поклонились И угомонились. Дети показывают руку Разжимают кулачок – пятерня Манящие движения руками Руки рупором у рта Загибаем по одному пальчику на правой и левой руке «Месят тесто» «Варят» «Варят в обратную сторону» «Вытирают рот правой, затем левой рукой» Поклон Логопед. – Баба Фрося с внучатами дома осталась, а дед Ерёма в лес за дровами снарядился, да лошадь подкову потеряла. Отправился дед Ерёма к кузнецу. (Папа в костюме выходит, кланяется и играет с детьми) Пальцовка с движением по кругу. (Выходит папа в костюме кузнеца, играет с детьми, разыгрывает с детьми диалог). Идёт кузнец из кузницы Несёт кузнец два молота Тук-тук, тук-тук Приударим разом вдруг Идут по кругу, колени высоко Поочерёдно кулачки над головой Кулачки друг о друга перед собой Неожиданная смена положения рук и туловища на слово «вдруг». Повторно проводим игру в другую сторону. Диалог.
Расковался жеребец, Ты подкуй его опять! - От чего не подковать! Вот гвоздь, вот подкова! Раз, два и готово. Далее дети отбивают молоточками ритм, заданный кузнецом. Логопед. – Подковали коня кузнецы? Молодцы! Поехал дед Ерёма в лес. Вот едет дед и думает. Речь с движением. Вот пороша, Вот хлопья порхают, Расстилает скатёрку зима. Вертит снег И в прохожих бросает Укрывает деревья, дома. Волнообразные движения пальцами Волнообразные движения кистей рук Раскрыть руки перед собой Вращательные движения рук – «моталочка» Имитация броска поочерёдно обеими руками Руки плавно опускаются вниз Логопед. – Вот солнышко за тучу зашло, поднялся ветерок. Танец «Снежинок» (по выбору музыкального руководителя) Логопед. – Потемнело вокруг! Подъехал дед Ерёма к лесу и лес с ним заговорил. Упражнение на развитие силы голоса и глубокого выдоха. (Родители хором произносят текст, постепенно увеличивая громкость голоса, а дети повторяют за ними) - Слушай! - Слушай! - Слушай чащу! - Слушай чащу! - Слушай чащу леса! - Слушай чащу леса! - Слушай, чаща леса дышит! - Слушай, чаща леса дышит! Логопед. – Жутковато стало деду Ерёме. Решил он скорее дров нарубить, да домой возвращаться. Упражнение на развитие резкого выдоха. «Рубим дрова»: Ух! Ух! (резкий наклон туловища вниз с выдохом) Логопед. – Ну вот, дело сделано! Сложил дед дрова на сани и сам сел. Слушание музыки. (Любая пьеса на зимнюю тематику по выбору музыкального руководителя) Дети садятся на стульчики или на ковёр, слушают музыку и цокают язычками в такт. Логопед. – Доехал Дед Ерёма до дому. И нам пора домой возвращаться. Развитие двигательных навыков. Дети с высоким подниманием колен проходят круг и под музыку выходят из зала. Конспект логоритмического занятия с участием пап в подготовительной группе для детей с ОНР на тему «Наши папы смелые» (К празднику «День защитника отечества»). Цели. - Организовать взаимодействие родителей с детьми и педагогами, включать родителей в педагогический процесс, расширять представления родителей о сущности и методах коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР.
Предварительная работа. Сообщить родителям об открытом занятии; заранее раздать роли, проговорив их совместно; непосредственно перед занятием показать местонахождение родителей (каждый участник занимает своё «место» и надевает маску, костюм непосредственно перед ролью, до этого все сидят на заранее приготовленных для зрителей местах). Ход занятия. Логопед: Я расскажу вам историю, которую рассказал мне один маленький мальчик Петя. Петя ходит в такой же детский сад как наш. И однажды у них в детском саду был праздник. А какой, вы потом мне скажете. На праздник пришли только мужчины: папы, дедушки и братья. Они рассказывали нам о своей службе. Васин дедушка рассказал о том, что во время войны он пешком прошёл от Москвы до Берлина. Он служил в пехоте, был (кем?) … (пехотинцем). А Вовкин дед – старый такой, маленького роста – а управлял огромным танком. Он был (кем?) … (танкистом). И ещё Мишкин дедушка приходил, он в разведку ходил, был (кем?) … (разведчиком). Это вообще очень опасно. А Мишкин старший брат служит сейчас в армии, в десантных войсках. Он (кто?) … (десантник). А сам Миша, когда вырастет, тоже в армию пойдёт. Он хочет на подводной лодке служить, будет (кем?) … (подводником). И совсем мы не ожидали, что Юлькин папа на границе служит, охраняет нашу Родину, он (кто?) … (пограничник). Мы её даже больше уважать начали! Ну что, вы догадались, какой праздник был у Пети в саду? (Ответы детей) Логопед: — Скоро в нашем детском саду тоже будет такой праздник, а сегодня мы отправляемся на парад, где будем учиться быть такими же смелыми как наши папы и дедушки. Марш с перестроениями (по выбору музыкального руководителя) Логопед: — К нам на парад идут барабанщики. (Выходит папа в военной форме с барабаном на шее и проводит с детьми игру) Координация речи с движением, развитие чувства ритма, артикуляционная гимнастика «Барабанщик». (У всех детей в руках деревянные палочки) Барабанщик очень занят – Д-д, д-д-д, Барабанщик барабанит, Д-д, д-д-д, Бей руками помогай, Д-д, д-д-д, Ритм ногами отбивай, Д-д, д-д-д. Руки вдоль туловища, чётко проговаривают текст Стучат чётко язычком в верхние зубки Ритмично изображают игру на барабане. Стучат чётко язычком в верхние зубки Ритмично изображают игру на барабане. Стучат чётко язычком в верхние зубки Ритмично топают ногами, руки вдоль туловища Стучат чётко язычком в верхние зубки Далее дети отстукивают палочками заданные им ритмы. Логопед. – А теперь наши папы проверят, как вы знаете названия профессий, которые служат в наших войсках. Развитие грамматического строя речи «Кто служит в армии?» Служит в пехоте – пехотинец Охраняет границу – пограничник Служит в артиллерии – Служат в десантных войсках – Прыгают с парашютом – Служат на подводной лодке – Летает на самолёте – Летает на вертолёте – Ездит на танке – Папа: — Чтобы защищать нашу Родину, нужно много тренироваться, давайте с вам, и проверим вашу физическую подготовку и будем тренироваться. Развитие слухового внимания, общей моторики, координации движений. Дети под музыку идут по залу по кругу и по команде выполняют заданные движения. Сначала папа отрабатывает с ними движения. Команды движения «ракеты летят» — руки свести над головой «танки едут» — руки свести и вытянуть перед собой «самолёты летят» — руки развести в стороны «пехота идёт» — маршируют «под воду» — присесть Логопед: — К нам на парад прискакала кавалерия. Садимся на лошадки и поскакали. Регуляция мышечного тонуса, координация речи с движением «Эй, лошадка!» Эй, лошадка! И-го-го! Но, лошадка, но! Но! Скок, лошадка! Скок! Скок! Цок, копытца! Цок! Цок! Выше ножки, топ-топ! Веселее, гоп-гоп! Колокольчик дон-дон! Громче, громче звон-звон! Гоп, лошадка, гоп, гоп! Тпру, лошадка! Стоп! пальцы сжаты в кулачки, руки напряжены и вытянуты вперёд, ноги делают пружинку руки в таком же положении, напряжены, топают ногой Поднимают высоко колени Потряхивают перед собой свободными кистями рук Резко напрягают вытянутые вперёд руки «натянули поводья», затем бросают расслабленные руки вниз. (Повторить несколько раз) Логопед: — А теперь пора устроить воздушный парад. Развитие дыхания. Один из пап раздаёт детям бумажные самолёты, прикреплённые к палочке ниткой, и предлагает на них подуть. Логопед: — А сейчас мы будем готовить автоматы. Координация речи с движением «Дозор» Свой ремень Мне подарил Старший брат. Целый день Я мастерил Автомат. А потом – Надел пилотку, Изменил Слегка походку: - Левой! Левой! – Через двор. У берёзы Встал в дозор. Вечер. Звёзды. Тишина. За спиною – Вся страна. Сведение и разведение кулачков перед грудью Ритмичные удары кулачками друг о друга «Надеть пилотку» Руки на пояс Марширование на месте с руками Остановка, «держать автомат» двумя руками справа Поворот головы вправо Влево Смотреть вперёд Правая рука к виску – отдать честь Логопед: — Давайте спросим у наших пап, готовы ли мы защищать свою Родину? (Папы дают оценку работы детей на занятии) - А сейчас давайте встанем красиво и споём песню о нашей Родине. Песня «Наша родина сильна» В конце занятия дети прощаются с папами, которые принимали участие в занятии и под музыку выходят из зала.
|