Сообщение на тему «Влияние логоритмики на речевое развитие ребёнка» |
Логопедия | |||||
Автор: Смирнова Гульчачак Мэлсовна | |||||
27.05.2020 05:19 | |||||
Сообщение на тему «Влияние логоритмики на речевое развитие ребёнка» Выполнила учитель-логопед Смирнова Г.М. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 315 комбинированного вида» Казань, 2020 год. «Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Г.А. Волкова «Логопедическая ритмика». В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих нарушения речи. Нарушения в фонематическом, лексико-грамматическом строе речи и моторной функции детей служат серьезным препятствием для овладения ими программой дошкольного учреждения. Развитие речи старших дошкольников является важнейшим показателем общего развития, критерием готовности к школе.
Для детей с недоразвитием речи характерны нарушения внимания, памяти, быстрая утомляемость, отмечается замедленное развитие локомоторных функций (двигательных), которое выражается в неловкости, плохой координации движений, чрезмерной замедленности или импульсивности движений, в снижении скорости и ловкости их выполнения. Наблюдается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Указанные особенности в развитии детей спонтанно не преодолеваются и требуют целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Эффективным и действенным средством в коррекционно-педагогической работе является логоритмика. Логопедическая ритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основа логоритмики — это движение, музыка и речь. Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования двигательной активности. Необходимо, особо отметить, значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия. Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению профессора Г.А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики. Логоритмика является наиболее эмоциональны звеном логопедической деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. В работе с детьми в логоритмике выделяют два основных направления:
воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха. На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагают детям в сочетании с какой — либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение. Занятия логоритмикой проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 25 минут в зависимости от возраста детей. Занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть продолжается от 3 до 7 минут. Данное время необходимо для подготовки организма ребёнка к моторной и речевой нагрузкам. Используются такие упражнения как повороты и наклоны корпуса, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, с изменением направления и темпа движения, с перестроениями. С помощью этих упражнений дети учатся ориентироваться в пространстве, в право- левостороннем направлении движения и т.д. Вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи с помощью музыки. Для улучшения координации движений, для тренировки устойчивости широко используются упражнения с перешагиванием через гимнастические палки, кубики, обручи. Они направлены на тренировку внимания, памяти и ориентировки, тормозных реакций. Основная часть занимает от 10 до 15 минут и включает в себя следующие виды деятельности: - Ходьба и маршировка в различных направлениях. - Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции. - Упражнения, регулирующие мышечный тонус. - Упражнения, активизирующие внимание. - Фонопедические упражнения. - Упражнения на развитие координации движения. - Упражнения на координацию речи с движением. - Речевые упражнения без музыкального сопровождения. - Упражнения формирующие чувства ритма. - Упражнения на развитие мелкой моторики. - Ритмические упражнения. - Упражнения для развития творческой инициативы. - Чистоговорки. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание. - Пение. - Слушание музыки для снятия эмоционального напряжения. - Игры (статические, малоподвижные, подвижные). - Коммуникативные игры. - Хороводы. Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки. 4. Дыхательная гимнастика. Она корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно с логопедом ДОУ и по рекомендации врача-педиатра используются: а). упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, б). выработка продолжительного речевого выдоха, в). тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем. 5. Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников. 6. Игровые упражнения, помогающие активизировать, расширять и переключать внимание, тренирующие память и слуховое внимание. Например, берем барабан и ставим перед ребенком. Говорим: «Будем играть на барабане громко Бам-Бам, а по коленкам стучать тихо Бом-Бом. Повторим вместе с ребенком, как будем громко играть на барабане и стучать по коленкам. Затем медленно произносим вслух стихотворение и выполняем действие в соответствии с текстом Бам-бам, БАМ-бам, Громко бьем мы барабан. (стучим по барабану ладошками) Бом-бом-бом-бом, По коленкам тихо бьем. (Тихо бьем по коленкам). 7. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть- ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения определенных движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику и улучшать координацию движений. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. 8. Пальчиковые игры. Не стоит забывать, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка. Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию.
Заключительная частьзанимает от 2 до 7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, спокойная ходьба, релаксационные упражнения. Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют устранению нарушенных функций, что приводит к нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, развивает функциональные системы ребенка (дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала), формируют положительный эмоциональный настрой, способствует преодолению трудностей в общении со сверстниками.
|