Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
Логопедия
Автор: Кулакова Елизавета Юрьевна   
23.11.2016 18:18

Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.

Дошкольный возраст имеет непреходящее значение в общем цикле развития человека. Именно этот период является значимым для формирования психологической структуры социального облика ребенка.

Основу социализации составляет овладение разными знаковыми системами. В дошкольном возрасте ребенку доступно усвоение трех видов знаков: образно-жестового, вербального, образно-графического, которые он усваивает в различных видах знаково-символической деятельности, поэтому уровень развития этих видов деятельности, характер их содержания и средств являются одними из показателей успешности вхождения ребенка в мир социальных отношений.

скачать конспект

Речь, как универсальная человеческая способность, как вербальная знаковая система, присущая только человеку, полифункциональная по своему значению. Ее своевременное становление и развитие обеспечивает полноценную социализацию человека, способствует формированию высших психических функций и зарождению способности осознавать и регулировать поведение, деятельность, эмоциональные реакции.

Ранний и дошкольный возраст являются сензитивными (наиболее чувствительными и восприимчивыми для обучения) периодами в развитии речи. Остановимся на более детальном анализе основных возрастных новообразований речи в детском возрасте.

Младенческий возраст (от рождения до 1 года). На этом этапе возникают и совершенствуются основные предпосылки речи:

  • речь взрослого человека становится для ребенка предметом познания, он прислушивается к ней, улавливает ритм, к 6 месяцам начинает понимать интонацию, эмоциональную окрашенность речи. К 7-8 месяцам малыш может понимать значение отдельных слов, находить взглядом предмет, названный взрослым, к 1 году большинство детей способны выполнить простую речевую инструкцию: «Дай куклу», «Покажи у куклы глазки» и т.д.
  • самостоятельные голосовые реакции появляются у ребенка примерно в 3 месяца, первые вокализации – гуление, но они носят еще непроизвольный характер. Произвольные голосовые реакции можно наблюдать у полугодовалого ребенка. Лепет в этом возрасте становится интонированным, расширяется диапазон произносимых звуков, ребенок начинает использовать лепет для привлечения внимания к себе. У многих малышей к концу первого года жизни появляются первые лепетные слова, которые отличаются по слоговой структуре и звуконаполняемости от слов взрослого, но являются устойчивыми звукосочетаниями, называющими предмет или действие.

Полноценное общение взрослого и ребенка, постоянная вербализация действий взрослого, поощрение голосовых реакций – являются важными условиями развития речи в этом возрасте.

На какие проблемы родитель должен обратить внимание? Во-первых, отсутствие реакции у ребенка на голос взрослого, т.е. ребенок не поворачивает голову к источнику звука, его не раздражают резкие и громкие звуки, при этом ребенок может гулить и издавать различные звуки. Во-вторых, отсутствие лепета или его угасание, трудности понимания речи взрослого и беспокойство ребенка при отсутствии визуального контакта со взрослым. Эти симптомы свидетельствуют о снижении слуха, поэтому требуют срочной консультации отоларинголога.

Ранний возраст (от 1 до 3 лет). Это период бурного речевого развития, когда речь становится основным средством общения с окружающими. На втором и третьем году жизни активно пополняется словарь ребенка, в основном за счет существительных и глаголов. Ребенок оказывается способен назвать предмет и действие с ним. К концу второго года жизни возникает фразовая речь, в двухсловные фразы ребенок включает слова из активного словаря и часто комбинирует их. На третьем году жизни у малыша в речи появляются вопросы: «Что это?», «Как?», «Куда?», малыш активно познает окружающий предметный мир, названия предметов, их функции, поэтому данные вопросы являются у детей этого возраста самыми популярными. Активный словарь детей насчитывает к концу третьего года жизни от нескольких сотен до тысячи слов, в основном это существительные, называющие предметы, глаголы, обозначающие действия с ними и прилагательные, указывающие на воспринимаемые органами чувств свойства. Фонетическая сторона речи еще несовершенна в этом возрасте, поэтому дефекты звукопроизношения, звуконаполняемости слов, замены и перестановки слогов являются типичными для этого возраста и не рассматриваются специалистами как нарушения.

На какие проблемы родитель должен обратить внимание? Отсутствие речи, использование в общении только отдельных слов, а не фраз, ситуативность понимания речи, когда содержание речи понятно ребенку только в конкретной ситуации, появление остановок и заикания. Момент зарождения и бурного накопления словаря нередко приводит к возникновению заикания, которое может проявляться в виде речевых запинок, остановок, трудностей порождения слова.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) – это не только период совершенствования речи как средства общения, и этап качественно нового использования речи как средства регуляции поведения и деятельности и средства высших психических функций. Для речи дошкольника характерно совершенствование всех структурных компонентов речи: лексики, грамматики, фонетики.

Пополнение словаря детей происходит как за счет знакомства с новыми словами, так за счет овладения приемами словообразования, поэтому расцвет словотворчества – это возраст 4-5 лет. Помимо этого дошкольник усваивает правила согласования слов в предложении и грамматические нормы языка. Развитие фонематического слуха и артикуляционного аппарата способствуют овладению фонетикой родного языка. К 5 годам в речи детей не должно быть нарушений звукопроизношения и слоговой структуры слова.

Активно развивается и связная речь детей. Дошкольник может рассказать сказку, перечислить события, которые он пережил и т.д. Старший дошкольный возраст является благоприятным для овладения грамотой, к этому у ребенка оказываются сформированы все предпосылки: фонематический слух, фонетический строй и т.д.

Главным функциональным новообразованием в речи становится использование речи как средства высших психических функций (мышления, памяти, воображения), что значительно изменяет психологический облик ребенка.

На какие проблемы родитель должен обратить внимание? Нарушения звукопроизношения после 5 лет, слоговой структуры слова, бедный словарный запас, трудности согласования слов в предложении.

Исходя из вышеперечисленных возрастных тенденций развития, очевидна необходимость своевременного педагогического сопровождения процесса развития речи у детей. В нашем образовательном учреждении работа по коррекции и профилактике речевых нарушений строится с учетом образовательных потребностей детей и актуальных возрастных проблем развития. Основные направления логопедического сопровождения развития речи на разных возрастных этапах отражены в таблице 1.

Возраст Основные направления педагогической деятельности

Ранний от 1 до 3 • формирование мотивации речевой деятельности;

  • накопление словаря;
  • обучение детей правильному называнию предметов, их функций, свойств.
  • разучивание стихотворений, песенок, чистоговорок и т.д.

Младший дошкольный 3-5 • совершенствование лексической стороны речи, обучение приемам словообразования,

  • знакомство с нормами орфоэпии;
  • обучение детей правилам согласования слов в предложении;
  • развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха;
  • воспитание читательского интереса и любви к книге, формирование мотивации чтения.

Старший дошкольный 5-7 • развитие связной речи, обучение пересказу, составлению рассказов по картине, серии сюжетных картин и т.д.

  • обучение грамоте; развитие орфографической зоркости;
  • развитие выразительности речи и чтения;
  • и другие

Совместная комплексная работа логопеда, воспитателя, других педагогов «Школы Сотрудничества» будет способствовать полноценному развитию речи дошкольников.

Кулакова Елизавета Юрьевна. Учитель-логопед высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук, автор более 20 научных статей. Имеет большой опыт работы с детьми с разными образовательными потребностями. Маршрут педагогического сопровождения развития речи дошкольников выстраивает с учетом индивидуальных потребностей ребенка. В своей работе активно использует логоритмику, как эффективный прием стимуляции речевого развития.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год