ОПЫТ РАБОТЫ «Взаимодействие учителя — логопеда и воспитателей как эффективная форма коррекционно — развивающей работы в группе комбинированной направленности» |
Логопедия | |||
Автор: Шамсудинова М.П., Володина Е.А., Матвеева Т.А. | |||
13.04.2020 17:09 | |||
ОПЫТ РАБОТЫ «Взаимодействие учителя — логопеда и воспитателей как эффективная форма коррекционно — развивающей работы в группе комбинированной направленности» Подготовили:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 38 «Сказка» Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения. Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.
Логопед формирует первичные речевые навыки у детей, а воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки. Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям1. Эти задания логопед оформляет в тетради взаимодействия, т.е. определенный план на неделю. В планах взаимодействия воспитателей логопед указывает лексическую тему на неделю, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи, направления коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Пятиминутки на неделю обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения. Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика2 служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова. Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с детьми (3-6) в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков. Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы3.
К примеру, предыдущая тема недели была «Посуда». Речевой центр максимально насыщен материалом по данной лексической теме. В каждой лексической теме еженедельно мы придерживаемся следующих коррекционных направлений:
6. Развитие психических процессов – зрительное и слуховое внимание, память, мышление Сюда входят: Игры- упражнения: «Найди отличия», «Лабиринты», «Наложенные контуры». Дид. игры: «Какое слово не подходит?» н-р: самовар, самовал, самовар, самовар; ложка, ложка, ложка, лодка (развитие слухового внимания) «Четвертый лишний», «Что изменилось?» (развитие зрительное внимание) 7. Развитие фонематического слуха
Специальные индивидуальные пеналы в которых символы звуков, слов, предлогов, предложений. 8. Развитие словаря, грамматического строя речи, связной речи. Дети называют предметы посуды, из каких частей состоит посуда, называют незнакомые части н-р: носик, дно, стенки, делят ее на группы (столовая, чайная, кухонная). Логопед проводит подгрупповые занятия, а мы (воспитатели) их закрепляем. Развитие грамматического строя речи, отрабатываем приставочные глаголы (мальчик наливает воду; мальчик выливает воду; мальчик переливает воду.) Закрепляем глаголы совершенного и несовершенного видов (девочка ставит чайник; девочка поставила чайник) Дид. игра «Один – много» — образование существительного ед. и мн. числа (ложка – ложки; чашка – чашки и тд.) «Назови ласково» — словообразование существительных с уменьшительно – ласкательным суффексом (стакан – стаканчик, стаканчики; кастрюля – кастрюлька, кастрюльки) Составление описательного рассказа по мнемотаблице и составление рассказа по серии сюжетных картинок из 2, из 5 учитывая индивидуальные способности детей. Во второй половине дня осуществляется в основном индивидуальная работа воспитателя с детьми. Очень важно, чтобы для ребенка прозвучала положительная оценка и уверенность, что завтра получится ещё лучше. Далее воспитатель в тетради пишет краткий учет работы, отмечает, кому из детей и что не удалось, у кого задание хорошо получилось. Мы сейчас на слайдах представили многофункциональное «Чудо – дерево», его крона перелистывается как книга, что очень удобно, сразу можно разместить сюжетные и предметные картинки, схемы, мнемотаблицы и прочее, просто по мере необходимости нужно перелистнуть «страницу».
|