Логопедия | |||
Автор: Бакустина Ирина Васильевна | |||
16.01.2020 18:24 | |||
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «В гости к Мишке» Цель: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, чистоговорках, предложениях. Задачи:
Оборудование: игрушка медвежонок Мишка, Зайчик, дерево, осенние листья, картинки на звук Ш, карандаши, проектор, экран, музыкальное сопровождение.
Раздаточный материал: пластиковые листики, карандаши, 6 зеркал. Ход занятия. 1. Организационный момент – Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними все вместе. Дети и логопед встают в круг. Логопед: Собрались все дети в круг. Я — твой друг и ты — мой друг, Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Посмотрю на ваши лица, С кем бы мне здесь подружиться? – Ответь мне, назови свое имя ласково. Логопед: Ребята, посмотрите, кто это? Она принесла нам письмо. Давайте посмотрим от кого. Логопед находит письмо и читает его. «Ребята, пишет вам Медведь Миша. У меня потерялся звук. Теперь я говорю вот так: Сыска, мыска, саик. Помогите мне найти потерявшийся звук». Логопед: – Ребята, поможем Мише? (Да). Давайте закроем глазки, посчитаем до трех и посмотрим, где мы очутились. - Куда мы попали? -А какой это лес? -Почему вы так решили? -Какие еще приметы осени вы знаете? 2. Дыхательная гимнастика. Логопед: В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад) Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я положу вам на поднос осенние листики, а вы должны будете их сильно сдуть с подноса, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носиком а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 3 раза). -Молодцы! -Ну, а теперь давайте соберем опавшие листочки. 3. Пальчиковая гимнастика. «Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики, начиная с большого на одной руке) Будем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки) Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём, (загибать пальчики, начиная с большого на другой руке) Маме осенний букет отнесём. Собираем листочки) Логопед: Мишка предлагает разбудить язычки, чтобы они старались говорить. Для этого мы сделаем несколько упражнений. 4. Артикуляционная гимнастика. «Лопаточка» Язык широкий покажи И лопатку подержи. Описание: Методические указания: Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении. следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на передние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. «Качели» А сейчас качели вверх Тянем, тянем до небес. Вниз теперь их полёт И никто не отстаёт. Описание: Методические указания: Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам. следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. «Вкусное варенье» Губка верхняя в варенье Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придётся Будто нету других дел. Описание: Методические указания: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта, делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). «Маляр» Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок. Белит нёбо кисточка за мазком, мазок. Сделано немало, кисточка устала. Описание: Методические указания: Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба. следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. «Чашечка» Язычок наш поумнел. Чашку сделать он сумел. Можно чай туда налить. И с конфетами попить. Описание: Методические указания: Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10. следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна. Логопед: Молодцы, ребята. 4. Анализ артикуляции звука. Логопед: Сделайте «чашечку», убрали в ротик, зубки сближены, губки округлены, подуйте теплой воздушной струей. Это звук согласный, твердый, глухой. Давайте проверим, поставьте ладошку на горлышко, произнесите звук [ш]. -Еще раз произнесите звук [ш] какой? 5. Характеристика звука. Логопед: Итак, первое задание. -Определите гласный звук или согласный? 2. задание. -Твердый или мягкий? 3 задание. Звонкий или глухой? -Давай те еще раз скажем звук [ш] какой? (дети повторяют) -Теперь мы знаем какая буква пропала у Мишки. Характеристика звука (Ш) Логопед: Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке (Ш):
Дети показывают цветовое обозначение звука (Ш) (мальчик в синей футболке без колокольчика). 6. Автоматизация звука в слогах и словах. Логопед: Лесная тропинка привела нас на полянку на которой остался последний цветочек, он не простой, а с заданием: -Оторвите листочек и повторите слоги и слова. Ша — ша — ша — как погода хороша! Шу -шу — шу — никуда я не спешу. Ши — ши — ши — свежим воздухом дыши! Шо — шо — шо — солнце греет хорошо! Шэ — шэ — ше — как приятно на душе! Ша — ша — ша — есть игра у малыша. Шу — шу — шу — помогаем малышу. 7. Физкультминутка. Ребята, кто это у нас плачет под кустиком. (зайчик) -Он потерялся и не может найти дорогу домой, давайте его проводим. Музыкальная физкультминука «Зайчишка». 8. Автоматизация произношения звука «Ш» в словах. Логопед: -Вот мы добрались до дуба. Выполните следующее задание. -Вам нужно выбрать те картинки, в названиях которых есть звук «ш». -Молодцы, вы справились и с этим заданием. 9. Развитие фонематического слуха. Логопед: -Садитесь на места, сейчас поиграем в игру «Послушай, выложи, проверь» - Пред вами игровое поле, я буду называть слова, а вы если услышите в слове звук «ш», то положите в клеточку листочек. -Проверим, какой у вас получился узор. 10. Упражнение "К какой схеме относится слово". -Мы движемся дальше. Перед нами теремок. В нем есть три окошечка. Если звук стоит в начале слова мы проведем линию к первому окошечку, и т. д -Возьмите карандаш и выполните это задание. -Молодцы вено выполнили. (Дети определяют к какой схеме относятся слова). Логопед: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились! 13. Соотнесение звука «ш» с буквой Ш Логопед: А теперь давайте соберем букву ш. -Подойдите к столу и из пазлов соберите букву Ш. 14. Автоматизация звука Ш в предложениях Игра «Чьи игрушки?» Логопед: На букве есть картинки, назовите их и расскажите, чьи они. Например. У Миши шуруп. Это Мишин шуруп. Итог занятия Логопед: Вот мы и помогли Мишке найти его звук. Мишка мы шли к тебе и преодолевали испытания, выполняли задания, со всем справились наши дети и нашли то, что ты потерял. Ребята, какой звук потерял наш Мишка? (Ш). – Теперь он будет говорить правильно. Давайте исправим его с картинками слов: шишка, мышка, шарик. Дети называют.) Логопед: Вам понравилось занятие? Что было интересно, что понравилось, что было трудно? Вы все молодцы и Мишка приготовил для вас гостинцы. А чтобы вы его не забывали – подарит вам по лесной шишке. Сейчас мы попрощаемся с нашими гостями и тихонько отправимся в нашу группу.
|