Занятие–квест. «К солнцу» |
Логопедия | |||
Автор: Самардак Лилия Николаевна | |||
22.04.2019 08:41 | |||
Занятие–квест. «К солнцу» Вид: логопедическое занятие. Этап: Дифференциация звуков Р,Р* и Л, Л* в слогах, словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-развивающие: дифференциация звуков [Р] — [Р "] — [Л] — [Л"] и букв Р-Л, совершенствование произношения звуков [Р] — [Р"] — [Л] — [Л"] в самостоятельной речи; учить дифференцировать звуки [Р] — [Р"] — [Л] — [Л"], закрепить произношение данных фонем в речи, уточнить кинестетические ощущения положения органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [Р] — [Р "] — [Л ] — [Л "], развитие общей и мелкой моторики, развитие тактильной чувствительности; развитие плавного длительного выдоха;
тренировка памяти, внимания, активизация словаря. Коррекционно -образовательные: - продолжать формировать навыки фонематического анализа и синтеза; продолжать закреплять умение определять место звуков [р], [л] в словах; закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными; развивать умение сравнивать животных по существенным признакам; Коррекционно-воспитательные: воспитывать познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательность, умение слушать; формировать самостоятельность. Материал: компьютерная презентация, солнышко, артикуляционные профили, дид. игра «Стук-Стук, узнай звук», игра «Тучка», песочный планшет, камешки Марблс и пуговицы со слогами, рисунки, салфетки, игра «Цветы», круги Эйлера (демонстрационный), элементы костюма для игры «Первооткрыватели», кубик, музыкальные инструменты. Мотивационный момент. (шум дождя в аудиозаписи) Ребята, прислушайтесь, что это за звуки могут быть? (идёт дождь) Я хочу предложить поиграть вместе с дождём на металлофоне и барабане. На барабане капли дождя падают как? (тяжело) А на металлофоне? (легко и звонко) Угадайте, куда упали дождевые капли? (дети поочереди проигрывают ритмический рисунок на инструментах) Игра «Стук, стук, отгадай, чей звук?» А кто принёс дождик? (тучка). Вот и тучка, она почему-то грустная, но мы сможем её развеселить. Каплю поднимаем, упражнения выполняем. Артикуляционная гимнастика Носом воздух мы вдыхаем, через рот выдуваем. Упражнение на выработку воздушной струи. Дождь покапал и прошёл, а солнышка не видно. Солнышко нам отправило звуковое письмо. Я, солнышко, послало свои солнечные лучики землю согреть, а они потерялись, помогите мне, пожалуйста, их найти. Дорогу вам покажет радуга. Вы по радуге идите, Все лучи мои найдите. Вы хотите помочь солнцу? В слове РАДУГА какой первый звук? (Р) В слове ЛУЧ? Л 3. Характеристика звуков - Произнесите звук Р перед зеркалом. Расскажите, как располагаются органы речи при его произнесении - В каком положении находятся губы? (Губы растянуты). - В каком положении находятся зубы? (Зубы сближены). - В каком положении находится язык? (Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, альвеолам и дрожит, вибрирует).
Первое знакомство произошло. А где же радуга? Что за чудо-чудеса, появилась радуга! А дорожки непростые и волшебные такие. Мы по радуге пойдём, лучи солнышку найдём. Итак, в путь. Мы по первым цветам радуги пройдём, На планеты попадём. Игра «Первооткрыватели планеты». На оранжевую планету Прилетели две ракеты, Чтоб своим любимым цветом Всё раскрасить, оживить! Два жителя планеты Красят все предметы Красным и желтым цветом. Кто же сможет победить? На столе силуэты различных предметов, в названии которых есть звуки Р и Л. Поочерёдно крутим в руках кубик со словами «Кубик, крутись, вертись, Цифра, появись.» Ребёнок перекладывает карточки с оранжевой планеты и комментирует происходящее: Была лампа оранжевая, а стала жёлтая. Перекладывает столько карточек, сколько укажет кубик. (Побеждает самый удачливый, окрасивший в свой цвет наибольшее количество предметов.) По трём дорожкам радуги прошли, Лучики нашли. По зелёной дороге идём, В траве буквы все найдём Буквы в слоги собирайте, а потом вы их читайте. Животное ищите и к слогам его ведите. Чтение слогов Смотрите, нам фотографии животные подарили, А вы про них всё расскажите. Круги Эйлера. (Сравнительный рассказ о лошади и зебре, чем похожи и чем отличаются, с использованием предложений с союзом А). Про животных рассказали, лучик снова отыскали. Впереди нас ждут дорожки, Отдохнём на них немножко. К морю подошли Встречает нас краб впереди. Физкультминутка с элементами логоритмики «Краб». Е.Железновой. ИКТ Здесь живут два крокодила. Они огромные и голодные и нас не пропустят дальше и лучик не отдадут. -Давай накормим. Один любит угощения, в названии которых есть звук -Р-, другой — Л-. ГРУША, ВАТРУШКА, КОЛБАСА, ЯБЛОКО, ПЕРСИК, ШОКОЛАД, ТОРТ, БУЛКА, АРБУЗ. Крокодилов покормили Лучик в благодарность получили. Посмотрите, какие цветы расцвели на фиолетовой дорожке радуги. Один ребёнок выбирает картинки со звуком Л, другой — со звуком Р. Посадите на цветы бабочек, где звук Л и Р находится в начале слова, и божьих коровок посадите на цветы, где звук Л и Р находится в конце слова. Вы цветочки выбирайте и веточки украшайте. Игра «Составь букет» (Составляется букет из цветов и украшается веточка с помощью прищепок- бабочек) Цветы на ветках расцвели И лучик 5 мы нашли. Ой, смотрите! На цветы ворона села, проворчала возмущенно, Говорю я лучше всех, а в ответ звучит лишь смех. Логопед произносит предложение, а дети, изображая ворону, добавляют, КАРКАЯ перед предложением. Манная каша остыла. Тиной покрыто дно озера. Зина собирает грибы. Мушки летят на свет. Тошка лает на свет. Точку ставят в конце предложения. Ворона закаркала и лучик выронила. Вот мы и собрали все солнечные лучики. В каждом из нас живёт солнышко, которое радует, греет всех, кто с нами рядом. Давайте мы на нашем голубом небе нарисуем яркое и красивое солнце. И все лучики, которые мы нашли, направим на нашу планету, чтобы на ней всегда было тепло и уютно. Запись Порадовали вы меня, ребята. Вижу, что вы соскучились по моему теплу. Ждете прихода лета. Я стараюсь согревать своими лучами землю, все живое вокруг. Я дарю свое тепло, Чтоб все пело и цвело Всем здоровья пожелаю Лучики я вам вручаю. Понравилось вам наше путешествие? Что понравилось? Какие звуки путешествовали вместе с нами? С кем вы поделитесь своими впечатлениями? Сейчас вы пойдёте в группу и расскажете своим друзьям, где вы были и что вам больше всего понравилось.
|