МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ПЕРВЫЙ ПЕРИОД» |
Логопедия | |||
Автор: Енокян Марине Альбертовна | |||
17.12.2018 14:44 | |||
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ПЕРВЫЙ ПЕРИОД» Цель: сформировать у родителей элементарные представления об основных этапах логопедической работы для закрепления в домашних условиях. Задачи:
Автор: учитель-логопед первой квалификационной категории Енокян М.А. I. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ 1. Теоретическая часть Грамотная, четкая, правильная и лексически богатая речь очень важна для человека. Ее развитие должно начинаться еще с детсадовской скамьи, где логопед совместно с родителями обязаны дать ребенку хорошую основу обучения грамоте. Развитие речи должно основываться на фонематическом восприятии. Система человеческого слуха имеет неречевой и речевой слух, как две самостоятельные формы. Первая форма – это способность к ориентированию в неречевых звуках, к которым относятся музыка, мелодии, шумы. Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи. При этом происхождение услышанных слов неважно – они могут быть взяты из родного языка или иностранного. Речевой слух может нарушиться вследствие травмы височной области с левой стороны головы. Неречевой же нарушается при травмировании правой височной области. Речевой слух делят на:
Как говорилось ранее, фонематическим слухом называют умение человека анализировать и синтезировать речевые звуки, которые обеспечивают восприятие фонем иностранного или родного языка. Фонемами называют минимальные единицы звукового строения языка, за счет которых осуществляется построение и различение морфем, слов и целых предложений. В фонематическом слухе включены 3 речевые операции:
Каждый известный нам язык имеет собственный набор фонематических признаков, что создает их звуковую структуру. 2. Практическая часть. 1) Дидактическая игра «Поймай звук». Цель: формирование умения выделять заданный звук из потока звуков; из слов. Логопед произносит звуки, слова, родители хлопают один раз, если услышат заданный звук. 2) Дидактическое упражнение «Придумай слово». Цель: формирование умения составлять слова с заданным звуком в различных позициях (начало, середина, конец). Логопед предлагает выбрать родителям задание и выполнить его (Рис. 1). II. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА 1. Теоретическая часть. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 2. Практическая часть. Логопед предлагает родителям выполнить артикуляционные упражнения с опорой на зеркало. (Упражнения сопровождаются специальными стихотворениями). III. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ И РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ 1. Теоретическая часть Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох. Самым оптимальным видом дыхания является диафрагмальное. Речевое дыхание существенно отличается от неречевого дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое дыхание является произвольным. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт. Развитие дыхания, работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания, осуществляется на занятиях в процессе двигательных упражнений сначала без речи (формируется физиологическое дыхание), а затем с речью (воспитывается речевое дыхание). В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают:
- координация и ритм общих и дыхательных движений. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течении 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как часть логопедического занятия, направленную на развитие речевого дыхания. 2. Практическая часть 1) Логопед предлагает родителям выполнить следующие упражнения:
2) Логопед предлагает сделать игру для развития воздушной струи «Варежка со снежинкой», используя раздаточный материал (вырезанные из картона «Варежки», нитки, мишура либо вата.) (Рис. 2) IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ В конце мероприятия родителям выдаются памятки с артикуляционной гимнастикой.
|