Речевая карта для обследования детей дошкольного возраста с ТНР |
Логопедия | |||
Автор: Давиденко Ольга Анатольевна Рамазанова Наталия Модестовна | |||
20.08.2021 15:09 | |||
Речевая карта для обследования детей дошкольного возраста с ТНР Пояснительная записка: Логопедическое обследование детей с ТНР строится на общем системном подходе, который опирается на представлении о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. Важно учитывать соотношение речевых и неречевых нарушений в структуре дефекта и определить сохранные механизмы речи. С этой целью нами была разработана речевая карта для детей с ТНР, которая включает в себя полный объем обследования ребенка и мобильна в заполнении специалистом (учителем-логопедом). Речевая карта рассчитана на три года обучения; начинать заполнение можно с 4 лет и дополнять до момента выпуска ребенка из группы компенсирующей направленности. Особенностью предлагаемой речевой карты является то, что многие виды обследования сведены в таблицы с возможностью просмотра динамики речевого развития ребенка за время коррекционного обучения. В ходе логопедического обследования воспитанников по данной речевой карте, учитель-логопед определяет структуру речевого дефекта, что позволяет составить индивидуальный план работы с учетом индивидуально-дифференцированных возможностей ребенка с ТНР. Речевая карта для обследования детей дошкольного возраста с ТНР ФИО ________________________________________________________ ___________________ Дата рождения _______________ Поступил из ДОУ ____________________________________ Домашний адрес __________________________________________ Телефон________________ ФИО мамы, место работы ____________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ ФИО папы, место работы ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Речевое окружение, двуязычие в семье ________________________________________________ __________________________________________________________________________________ I. Данные анамнеза (беременность, роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительный, затяжные, КС; вес при рождении ребенка): ______________________________________________ ____________________________________________________________________________________ II. Речевое развитие: гуление (3м) ________лепет (4-6)____________первые слова (около года)__________фразовая речь (1,5-2 года)________прерывалось ли речевое развитие, оказывалась логопедическая помощь ___________________________________________________________________________ III. Состояние общей и мелкой моторики Объем движений: полный, неполный, строго ограничен; темп: N, быстрый, медленный; координация: N, незначительные нарушения, нарушена, неполная. Ручная моторика: N (сохранность функций), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность; ведущая рука: правая, левая, амбидекстр. Неврологическая симптоматика Состояние мышечного тонуса (спастичность (повышение тонуса); паретичность (понижение тонуса); дистония (меняющийся характер мышечного тонуса) Наличие синкинезий _________; саливации_________; гиперкинезов_________; тремор_________
Темп (норма, тахилалия, брадилалия, полтерн (запинки), скандирование, заикание); дикция_______ Голос (тихий, громкий, высокий, низкий, сиплый, назальный) ________; дыхание (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) ___________; разборчивость_________
Подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата: Язык (достаточная, недостаточная, тремор, истощаемость, объем выполнения движений полный, неполный). Губы (выполнение правильное, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений, смыкание губ с одной стороны, движение неудается). Мимика (без особенностей, гиперкинезы, синкинезии, тремор)
VII. Внимание. Память Внимание - (неустойчивое, нестабильное, иссякающее, слабо сформированное произвольное внимание: трудно сосредотачивается на одном предмете и по заданию переключается на другой) ____________________________________________________________________________________ Объем памяти - (в пределах возрастной нормы, сужен по сравнению с нормой по времени, увеличено количество повторов для запоминания) _________________________________________
VIII. Общее развитие ребенка Разговорно-описательная беседа: Как тебя зовут? __________Сколько тебе лет? ___________Где ты живешь? ___________ Как зовут маму, папу? ______________Есть ли у тебя друзья?_________ Счет количественный_________, прямой________, обратный ________ Продолжи счет от 2______ Решение задач: Сравни, что больше: 3 или 4________ Как сделать, чтобы было поровну? ____________________ На веточке сидело три птички, прилетела еще одна. Сколько стало птичек? ___________________
Конструктивная деятельность: Складывание фигур из палочек: по подражанию (4 года) _______; по образцу (5 лет) _________; по представлению (6 лет)__________ Собрать картинку из 2-4-х частей (4 года); 4-6–х частей (5 лет); 6-8 –и частей (6 лет) ____________ «Четвертый лишний»: по цвету ________по форме ______по величине_____ по назначению _____
IX. Сенсорное восприятие: Форма: круг, квадрат, треугольник, овал (4 года;) круг, прямоугольник, овал, треугольник, квадрат, многоульник, ромб (5-7 лет)_____________________________________________________ Цвет красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный (4 года); красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный, оранжевый, голубой (5-7 лет) _______________________________________
|