Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями среднего возраста «Играем пальчиками — развиваем речь» |
Логопедия | |||
Автор: Шатлова Светлана Сергеевна | |||
30.11.2018 10:25 | |||
Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями среднего возраста «Играем пальчиками — развиваем речь» Из опыта работы: МБДОУ «детский сад №160» г.Ижевска Учитель-логопед 1 квалификационной категории Шатлова Светлана Сергеевна. Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы. Показ родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Ожидаемые результаты:
Ход мастер- класса: Уважаемые друзья, сегодня мы с вами являемся участниками мастер-класса на тему: «Играем пальчиками — развиваем речь». Девиз нашего мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею, не научусь!» 1 часть. Теоретическое обоснование темы. Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Полноценная же речь – необходимое условие успешного обучения в школе. Поэтому развитием мелкой моторики у детей нужно начать заниматься как можно раньше. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Развивая мелкую моторику через игры и упражнения в детском саду и дома, можно не только подготовить ребенка к овладению навыком письма, но и оказать влияние на его обще-интеллектуальное развитие. Еще в старину наши предки пели детям песни-потешки, играли в «Ладушки», «Сорока — белобока», «Коза – дереза» и т.д., сопровождая текст движениями рук. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координаций руки должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму, т.к. в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму!» Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами. 2 часть практическая. Работа с предложенным материалом. Игры совершенствуют ловкость, они улучшают память, речь и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка. Существуют следующие виды пальчиковых игр, которые мы сегодня с вами увидим и попробуем:
Десять птичек – стайка! Пой-ка, подпевай-ка: Хлопки. Десять птичек — стайка. Эта птичка — соловей, Поочередное поглаживание Эта птичка — воробей, всех десяти пальчиков. Эта птичка совушка, Сонная головушка, Эта птичка — свиристель, Эта птичка — коростель, Эта птичка — скворушка, серенькое перышко, Эта — зяблик, эта — стриж, эта — развеселый чиж. Ну, а эта — злой орлан, Птички, птички по домам! Пальчики прячутся за спину. Молодцы! 2) Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть массажные мячи, карандаши, крупные бусины и т. д. (раздаются всем массажные мячики) Игра с мячиком — ёжиком: Маленький колючий ёж, (катаем мячик между ладоней) До чего же ты хорош (сжимаем и разжимаем мячик, сначала одной рукой, Покажи свои иголки, потом другой рукой) Хоть они и очень колки. 3) Ну вот, пальчики мы с вами размяли. Теперь сядем за столы, и поиграем в пальчиковые игры с предметами. Эти игры развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. (на столах разложены игры на каждого ребенка и родителя) Игры: - «Выложи цветочек» (игра с крупами и пластилином) - «Разложи» (сортировка мелких предметов) - «Солнышко» (Игра с прищепками) - «Зацепи» (игра с прищепками и счетными палочками) - «Мозаика» - «Выкладывание фигур из счетных палочек» - «Выкладывание узоров из пуговиц» - «Шнуровки» - «Бусинка» (Нанизывание бусин) - «Крышки» (закручивание и раскручивание крышек) - «Разложи» — «Крышки» (сортировка мелких предметов) (закручивание и раскручивание крышек) - «Солнышко» — «Мозаика» (Игра с прищепками) - «Выкладывание фигур из счетных палочек» - «Шнуровки» — «Выкладывание узоров из пуговиц» 4) И в заключении, у нас игры с бумагой. Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Например: в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок. Сегодня мы с вами смастерим кораблик. Подведение итогов мастер-класса. В завершении можно сказать следующее: Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку:
Нам бы хотелось, чтобы все участники поделились своими впечатлениями, высказали свое мнение — что Вам понравилось, что не понравилось, почему не понравилось, было ли Вам интересно или не очень. Просим ответить на вопросы в предложенной анкете. (анкета раздается каждому участнику) Спасибо за внимание!!! И, конечно же, в завершении, чаепитие… Для родителей были оформлены:
|