Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах. |
Логопедия | |||
Автор: Аль-Араби Мария Леонидовна | |||
31.10.2018 19:37 | |||
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах. Цель – учить правильному произношению звука [р] изолировано, в слогах, в словах. Задачи: I.Образовательные задачи
II. Коррекционно-развивающие задачи
III. Воспитательные задачи
Оборудование: игрушка — Тигр, оранжевые следы, коробка с конфетой, компьютер, диск с игрой на дыхание, дудочка, конверты с разрезными картинками кошки и вороны, картинки со звуком [р] в начале и конце слова, картинки для артикуляционной гимнастики. План занятия I. Организационный момент II. Основная часть
III. Итог занятия Ход занятия I.Организационный момент Логопед одновременно загадывает загадку про тигра и дает на ощупь угадать, кто это. Л.: Он огромный и усатый, И к тому же полосатый. Если встретишь, не до игр! Потому что это — … (Тигр) Л.: Сегодня мы отправимся, вместе с Тигром, в путешествие, на Волшебный остров, где живет звук [р]. Мы будем искать клад. Чтобы нам добраться до клада, надо идти по оранжевым следам и вместе с Тигром выполнять задания. Ты согласна? II. Основная часть 1. «Игры для Тигра» (на дыхание). Л.: Тигр предлагает тебе поиграть в его любимые игры. Л.: Первая игра – Воздушный Змей. Послушаем, что нам скажет Тигр, и попробуем сделать также. Ты согласна? Р.: Да! Логопед и ребенок слушают инструкцию компьютерной игры. Затем ребенок выполняет. Л.: Вдыхаем глубоко носиком, щечки не надуваются. Долгий и плавный выдох делаем ртом. Л.: Тигр любит запускать не только воздушного змея, но и играть на дудочке. Давай и мы поиграем на ней. Вдыхаем глубоко носиком, щечки не надуваются. Выдох делаем ртом. Ребенок дует в дудочку. Л.: Молодец! Пойдем по оранжевым следам. 2. Артикуляционная гимнастика. Л.: Давай посмотрим, кого мы встретили. Логопед показывает картинки. Л.: Кто изображен на картинке? Р.: Лошадка. Л.: Давай покатаемся на ней. Л.: Тигр увидел маленькие качели. Покатаемся? Л.: Мы так быстро шли, что наши волосы растрепались. Причешем их. (Расческа). Л.: Тигр предлагает нам попить чай. Только у него нет чашки. Сделаем чашечку. 3. Повторение правильной артикуляции и характеристики звука. Л.: Какой последний звук в слове «тигр»? Р.: Звук [р]. Л.: Правильно. Произнесем звук [р]. Л.: Какое положение занимают губы? Р.: Губы в улыбке. Л.: Какое положение занимают зубы? Р.: Зубы сближены. Л.: Какое положение занимает язычок? Р.: Язычок поднят в форме чашечки, кончик языка дрожит. Л.: Есть ли преграда при произнесении звука? Р.: Да. Мешает язычок. Л.: Если есть преграда, то в каком домике живет звук: в синем или красном? Р.: Звук живет в синем домике. Л.: Произнесем звук [р] и положим руку на горлышко. Горлышко работает или отдыхает? Р.: Горлышко работает. Л.: Если горлышко работает, то звук какой: глухой или звонкий? Р.: Звук звонкий. Л.: Правильно. Отправимся дальше. 4. Игра «Тихо-громко». Л.: Давай соберем разрезные картинки и узнаем, кто же нам встретился на пути. Перед ребенком 2 конверта с разрезными картинками (кошка и ворона). Одна картинка (ворона) разрезана на 4 части, другая (кошка) на 6 частей. После того, как ребенок собрал первую картинку: Л.: Кто изображен на картинке? Р.: Ворона. Л.: А как называются птенцы вороны? Р.: Воронята. Л.: А как наша ворона подает голос? Р.: Каркает. Л.: Давай покаркаем, как ворона и маленькие воронята. Л.: Ворона громко каркает…каррр. Р.: Каррр. Л.: А маленькие воронята ей тихо отвечают…каррр. Р.: Каррр. Л.: Молодец! Соберем вторую картинку. Л.: Кто на ней изображен? Р.: Кошка. Л.: А как называются детеныши кошки? Р.: Котята. Л.: Скажи, пожалуйста, как кошка подает голос? Р.: Мурлычет. Л.: Давай помурлычем, как кошка и маленькие котята. Л.: Кошка громко мурлычет… мур. Р.: Муррр. Л.: А котята тихо мурлычат… муррр. Р.: Муррр. Л.: Молодец! 5. «Подними правую, левую руку, когда услышишь звук [р]». Л.: Мы поговорили, как кошка, ворона. А как разговаривает наш Тигр? Р.: Он рычит: ррр. Л.: Тигр просит тебя поднимать правую руку, когда ты услышишь звук [р]. Логопед произносит изолированные звуки. Л.: А теперь Тигр будет произносить слоги, и просит тебя поднимать левую руку. Молодец! Отправимся дальше. 6. «Повтори за Тигром». Л.: Сейчас Тигр будет говорить, а ты слушай, а затем повторяй, соединяя все пальчики с большим. Дра дро дру дры Дро дру дры дра Ра ро ру ры Ро ру ры ра Ра ра ра – высокая гора Ра ра ра – глубокая нора Ро ро ро – новое перо Ру ру ру – скачет кенгуру Ры ры ры – Тигр видит рыб Л.: Молодец! Отправимся дальше. 7. Физминутка. Л.: Тигр предлагает тебе отдохнуть. Так проворны наши руки, Нет им времени для скуки. Руки вверх, вперёд, назад. С ними можно полетать. Мы на пояс их поставим, И наклоны делать станем. Ими можно помахать. А, прижав, тихонько спать. Руки вверх поднимем выше, И легко-легко подышим. 8. «Звуковой анализ слов». Л.: Тигр привел нас к необычной ромашке. Ее лепестки волшебные, давай мы на них посмотрим. Будем брать по лепестку. Что изображено на первом лепестке, на втором…и т.д. Логопед кладет перед ребенком звуковую схему. Л.: Тигр предлагает тебе определить место звука [р] в словах. Л.: Каким кружочком мы будем обозначать звук [р]? Р.: Синим кружочком. Л.: Где находится звук [р] в слове ковер, в начале или конце слова? Ребенок определяет место звука в слове (Звук находится в конце) и кладет синий кружочек в последний квадрат справа на схеме. Затем предлагаются оставшиеся картинки. 8. «Чего не стало». Л.: Волшебство заканчивается и лепестки исчезают. Угадаем чего не стало. Еще немного и мы доберемся до клада. Р.: Не стало сыра, ковра и т.д. Л.: Правильно. Мы прошли весь путь и наконец – то добрались до клада. Посмотрим что там. Ребенок достает из коробки игрушку или конфету. III. Итог занятия Л.: С кем мы сегодня путешествовали? Р.: С Тигром. Л.: А какой звук мы сегодня повторяли? Р.: Звук [р]. Л.: Какие слова ты запомнила со звуком [р]? Р.: Сыр, ковер… Л.: Молодец!
|