Развитие словаря у алаликов в режимных моментах |
Логопедия | |||
Автор: Супрун Надежда Николаевна | |||
21.10.2018 10:33 | |||
Развитие словаря у алаликов в режимных моментах Словарь детей в режимных моментах Прежде всего необходимо комплексно решить следующие задачи:
Важно правильно организовать игровую и предметную ситуации. Воспитатель должен использовать ситуативные моменты режимных процессов. Следует обращаться к ребенку короткими предложениями, производить действия несколько раз подряд, повторением закрепляя сказанное. Для развития словаря требуется:
уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов; обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств; расширить объем правильно произносимых существительных — названия предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам; глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами, а также действий, выраженных личными и возвратными глаголами; понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи; учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые сообщающие понятия; различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь прилагательными; сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи синонимов и антонимов; закреплять понятие «слово» и умение оперировать им. 1. Словарь режимных моментов. ДеятельностЬ воспитателя в рамках РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ. Прием детей, осмотр, утренняя гимнастика Что будем делать? Будем делать зарядку. Что ты сделал (а)? Я сделал (а) зарядку. Словарь: Шагом марш. На месте стой. Ходьба, бег, прыжки, приседания, поворот, наклон, ходить, бегать, прыгать, отжиматься. Развитие глагольного словаря Задание: Научить различать, к кому обращена команда-просьба.«Вова, сядь. — Дети – сядьте.» «Таня, прыгай. — Дети, прыгайте» «Вова, встань «Таня, подними руки. —Дети поднимите руки» Задание: Научить детей различать утвердительные и отрицательные команды, отличающиеся друг от друга частицей не.неси — не неси обруч спрячь — не прячь мячподними — не поднимай мяч убери — не убирай кубики 2. Подготовка к завтраку, завтрак. Что ты сделал (а)? Я вымыл (а) руки с мылом. Что будем делать? Будем обедать (завтракать, полдничать, ужинать). Что это? Это тарелка, кружка. (Чем едят? Что едят? Из чего едят? Кто моет? Зачем моют руки? и т. д.) Покажи, что ты будешь кушать? Задание: Научить детей узнавать предметы по их назначению. Образец. «Покажи то, чем ты будешь кушать», «Покажи, как ты будешь мыть руки», «Покажи, чем ты будешь вытирать руки?» и т.д. словарь: Дай, возьми, принеси, иди, положи, покажи, кружка, вилка, полотенце и т.д. Глаголы в побудительном наклонении + существительные Задание: Научить выполнять действия с предметами, дети оречевляют их: пью молоко, наливаю молоко в кружку, дую на молоко 3. Игры и детские виды деятельности Анализаторы задействованные в игре Слуховой, Зрительный, Тактильный. Задание: игра в «поручения», во время которой выясняется, понимают ли дети предлоги, знают ли названия цветов: «Принеси красный кубик», «Положи зеленый кубик в ящик стола», «Положи резинку на коробку» и т.д. Прилагательные + существительные + предлоги. Задание: Научить детей узнавать демонстрируемые игрушки (предметы или животных) по их описанию.На столе стоят игрушки: шарик, кошка, птичка. Дети угадывают, о ком это он сейчас говорит: «У нее пушистый хвост, мягкая шерсть и длинные усы», или: «Он круглый, красный, деревянный» и т. д. Задание: Картинное лото + индивидуальные словарики-альбомы. Изображающими значение вновь приобретенных слов. 4. Непосредственная образовательная деятельность Приемы словарной работы: Натуральные (демонстрация предметов, картинок, ситуации) Словесные (соотнесение слова с известными словами по сходству, противоположности) Задания – игра: «Выбери игрушку». Дети становятся в круг. В середине круга стоит стол, на котором разложены игрушки (шар, кубики, лопата, кукла). Один из детей, бросая мяч другому, просит: «Вова, дай шар (кубик)», «Таня, дай куклу (лопатку)» и т.д. Ребенок, поймавший мяч, должен выполнить эту просьбу: положить мяч на стол, взять со стола названную игрушку, сказать: «Оля, на (возьми) шар». глаголы, наречий, местоимения, предлоги.Задание: Научить детей соотносить слова большой — маленький с величиной предлагаемых предметов Задание: Научить детей соотносить слова один — мало — много с соответствующим количеством предметов, но у детей должны быть сформированы эти понятия о кол-ве предметов. 5. Подготовка к прогулке, прогулка Что будем делать? Пойдём гулять. Одевайтесь. Что ты надел? Я надел… Что это? Это кофта, куртка, шапка, ботинки и т.д. Будем играть с..? Задание: Научить детей различать названия действий, противоположных по значению: словарь:застегни пальто — расстегни пальто, сними шапку — надень шапку;отнеси — принеси, намочи—отожми, завяжи — развяжи, открой — закрой найди — спрячь, войди — выйди. Глаголы, существительные. Задание: Научить узнавать предметы по их назачению. 6. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия Что будешь делать? Буду заправлять постель. Что ты сделал? Я заправил постель. Это что? Это простыня, подушка, одеяло, пододеяльник, наволочка, покрывало, накидка. Где твоя наволочка? Вот моя наволочка. Дайте мне, пожалуйста, пододеяльник. Поправь, пожалуйста, покрывало и подушку. Словарь: поворот, наклон, присесть, прыгать, бегать, надо, пастель, подушка, Одеяло и т.д. употребляя наречия модальности можно (надо, не надо) + инфинитив глаголов (спать) + существительные. коррекционная работа вторая половина дня Воспитание речевой активности; Формирование фразовой речи; Формирование связной речи. Прогулка. Уход детей домой. Спасибо за внимание.
|