Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Рабочая программа учителя-логопеда Гильмановой Натальи Павловны
Логопедия
Автор: Гильманова Наталья Павловна   
05.10.2021 23:26

Рабочая программа учителя-логопеда Гильмановой Натальи ПавловныРабочая программа учителя-логопеда Гильмановой Натальи Павловны

на 2021-2022 учебный год

Целевой раздел.

1. Пояснительная записка

Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки речи еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.

1. 1. Нормативно-правовые документы.

 

Скачать программу

Рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ
  • Конвенции о правах ребенка;
  • Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. №28 «Об утверждении Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 01. 2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  • Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. N1014);
  • Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида Детский сад № 16 «Ромашка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан на 2018-2019 уч. год.
  • Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития (одобрена решением федерального учебного методического объединения по общему образованию, протокол от 07. 12. 2017 №6/17).

1. 2. Цели и задачи реализации Программы

Цель Программы:

Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса для выравнивания стартовых возможностей детей с речевыми проблемами.

Основные задачи реализации Программы:

Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. Программой предусмотрено:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений; преодоление недостатков в речевом развитии;
  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  • подготовка к овладению элементами грамоты;
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • развитие связной речи старших дошкольников.
  • развитие коммуникативности, успешности в общении.
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами медицинских учреждений.
  • развитие познавательных процессов и мелкой моторики (сопутствующая задача программы).

1. 3.Принципы и подходы к формированию программы

Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество с семьями;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

Таким образом, разработанная в соответствии с ФГОС ДО Программа направлена на:

  • — охрану и укрепление здоровья воспитанников, коррекцию нарушений речевого развития;
  • — обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения;
  • — раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;
  • — использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным возможностям детей с речевыми нарушениями модели образовательного процесса, основанной на реализации деятельностного и онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции и развития;
  • — реализацию преемственности содержания общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепление здоровья детей.

1. 4. Характеристики особенностей развития оюучающихся значимые для разработки и реализации Программы.

Рабочая программа предназначена для организации коррекционной логопедической работы с детьми 4-6 лет с нарушением речи. Все дети имеют нарушения зрения, 26 детей обучаются по АООП ДОО для детей с нарушением зрения, 1 ребенок обучается по программе АООП ДОО для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, учитывая психофизические особенности, индивидуальные возможности ребенка с нарушением зрения, 1 ребенок — АООП ДОО для детей с ТНР, учитывая психофизические особенности, индивидуальные возможности ребенка с нарушением зрения.

В 2018-2019 согласно результатам обследования ПМПК на коррекционные занятия зачислены дети со следующими речевыми нарушениями:

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.

Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным иинтеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фенетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.)

Характеристика детей с общим недоразвитие речи (II уровень речевого развития).

Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы.

При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Характеристика детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития).

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Характеристика речи детей с нарушением зрения.

Особенностями речевого развития дошкольников с нарушением зрения выступают: своеобразие развития чувственно-моторного компонента речи; недостаточная выразительность речи; бедность лексического запаса и трудности освоения обобщающего значения слов; трудности чувственного отражения, малая познавательная активность к окружающей действительности осложняют развитие познавательной функции речи – расширение представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях; речи ребенка с нарушением зрения присуща компенсаторная функция, требующая целенаправленного развития.

Особенности речи детей ЗПР.

Речь детей с ЗПР соответствует общему недоразвитию речи I и II уровня.

На них составлены АОП для детей с ЗПР.

2. Планируемые результаты освоения программы.

По уровням в соответствии с программой

Целевые ориентиры по речевому развитию детей с ФФН

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
  • четко дифференцировать все изученные звуки;
  • различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;
  • отвечать на вопросы о содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
  • выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописания.

Целевые ориентиры по речевому развитию детей II уровня речевого развития

  • Ребенок соотносит предметы с их качественными признаками и функциональным назначением.
  • Узнает по словесному описанию знакомые предметы.
  • Сравнивает знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам.
  • Понимает простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов.
  • Фонетически правильно оформляет согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]).
  • Воспроизводит отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков.
  • Правильно употребляет в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций.
  • Общается, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения ( «Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).
  • В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.

Целевые ориентиры по речевому развитию детей III уровня речевого развития

  • Понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
  • Фонетически правильно оформляет звуковую сторону речи.
  • Правильно передает слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.
  • Пользуется в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
  • Владеет элементарными навыками пересказа.
  • Владеет навыками диалогической речи.
  • Владеет навыками словообразования: продуцирует названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч..
  • Грамматически правильно оформляет самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов проговаривает четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно.
  • Использует в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.).
  • Владеет элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
  • В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

3. Способы определения результативности реализации Программы.

Необходимым условием реализации Программы является проведение комплексного психолого-педагогического обследования.

Содержание обследования непосредственно связано с содержанием логопедической работы, что позволяет видеть уровень актуального развития и прогнозировать расширение «зоны ближайшего развития» каждого ребенка, более точно составлять коррекционную программу.

Комплексное психолого-педагогическое обследование каждого ребенка с речевой патологией является основным средством осуществления мониторинга его достижений и необходимым условием успешности логопедической и общеразвивающей работы.

В первые три недели сентября проводится срез, который позволяет разработать оптимальную для каждого ребенка программу коррекционной работы.

Если необходимо выяснить, какие трудности испытывает ребенок с нарушением речи при освоении данной Программы, в середине учебного года проводится промежуточный срез для оценки образовательных достижений и корректировки коррекционно-образовательных маршрутов.

Обследование проводится по методике разработанной и принятой методическим объединением учителей-логопедов города Бирска и Бирского района.

В результате такого всестороннего логопедического обследования удается получить все необходимые данные, позволяющие сделать заключение о причине, характере и тяжести речевого нарушения, а также наметить пути коррекции дефекта.

По результатам обследования в начале учебного года заполняются речевые карты и индивидуальные планы на каждого ребенка.

Результатом реализации данной Программы является качество речи детей, которое определяется ПМПК в конце учебного года. По результатам обследования в конце учебного года составляется отчет учителя-логопеда.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год