Рабочая программа учителя-логопеда Гильмановой Натальи Павловны |
Логопедия | |||
Автор: Гильманова Наталья Павловна | |||
05.10.2021 23:26 | |||
Рабочая программа учителя-логопеда Гильмановой Натальи Павловны на 2021-2022 учебный год Целевой раздел. 1. Пояснительная записка Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки речи еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому нарушения речи преодолеваются легче и быстрее. 1. 1. Нормативно-правовые документы.
Рабочая программа разработана на основе:
1. 2. Цели и задачи реализации Программы Цель Программы: Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса для выравнивания стартовых возможностей детей с речевыми проблемами. Основные задачи реализации Программы: Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. Программой предусмотрено:
1. 3.Принципы и подходы к формированию программы Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:
Таким образом, разработанная в соответствии с ФГОС ДО Программа направлена на:
1. 4. Характеристики особенностей развития оюучающихся значимые для разработки и реализации Программы. Рабочая программа предназначена для организации коррекционной логопедической работы с детьми 4-6 лет с нарушением речи. Все дети имеют нарушения зрения, 26 детей обучаются по АООП ДОО для детей с нарушением зрения, 1 ребенок обучается по программе АООП ДОО для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, учитывая психофизические особенности, индивидуальные возможности ребенка с нарушением зрения, 1 ребенок — АООП ДОО для детей с ТНР, учитывая психофизические особенности, индивидуальные возможности ребенка с нарушением зрения. В 2018-2019 согласно результатам обследования ПМПК на коррекционные занятия зачислены дети со следующими речевыми нарушениями: Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика. Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п. Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным иинтеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фенетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.) Характеристика детей с общим недоразвитие речи (II уровень речевого развития). Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы. При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков). Характеристика детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами. Характеристика речи детей с нарушением зрения. Особенностями речевого развития дошкольников с нарушением зрения выступают: своеобразие развития чувственно-моторного компонента речи; недостаточная выразительность речи; бедность лексического запаса и трудности освоения обобщающего значения слов; трудности чувственного отражения, малая познавательная активность к окружающей действительности осложняют развитие познавательной функции речи – расширение представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях; речи ребенка с нарушением зрения присуща компенсаторная функция, требующая целенаправленного развития. Особенности речи детей ЗПР. Речь детей с ЗПР соответствует общему недоразвитию речи I и II уровня. На них составлены АОП для детей с ЗПР. 2. Планируемые результаты освоения программы. По уровням в соответствии с программой Целевые ориентиры по речевому развитию детей с ФФН
Целевые ориентиры по речевому развитию детей II уровня речевого развития
Целевые ориентиры по речевому развитию детей III уровня речевого развития
3. Способы определения результативности реализации Программы. Необходимым условием реализации Программы является проведение комплексного психолого-педагогического обследования. Содержание обследования непосредственно связано с содержанием логопедической работы, что позволяет видеть уровень актуального развития и прогнозировать расширение «зоны ближайшего развития» каждого ребенка, более точно составлять коррекционную программу. Комплексное психолого-педагогическое обследование каждого ребенка с речевой патологией является основным средством осуществления мониторинга его достижений и необходимым условием успешности логопедической и общеразвивающей работы. В первые три недели сентября проводится срез, который позволяет разработать оптимальную для каждого ребенка программу коррекционной работы. Если необходимо выяснить, какие трудности испытывает ребенок с нарушением речи при освоении данной Программы, в середине учебного года проводится промежуточный срез для оценки образовательных достижений и корректировки коррекционно-образовательных маршрутов. Обследование проводится по методике разработанной и принятой методическим объединением учителей-логопедов города Бирска и Бирского района. В результате такого всестороннего логопедического обследования удается получить все необходимые данные, позволяющие сделать заключение о причине, характере и тяжести речевого нарушения, а также наметить пути коррекции дефекта. По результатам обследования в начале учебного года заполняются речевые карты и индивидуальные планы на каждого ребенка. Результатом реализации данной Программы является качество речи детей, которое определяется ПМПК в конце учебного года. По результатам обследования в конце учебного года составляется отчет учителя-логопеда.
|