Дифференцированный подход к профилактике заикания |
Логопедия | |||
Автор: Булатова Эльвира Юрьевна | |||
01.12.2017 04:15 | |||
Дифференцированный подход к профилактике заикания О необходимости профилактики заикания говорят все авторы которые занимались вопросами изучения его этиологии, патогенеза и коррекции. Необходимость профилактики заикания обусловлена тем, что это одно из наиболее часто наблюдающихся расстройств речи. С возрастом это нарушение в большинстве случаев закрепляется и резко утяжеляется, обрастает психогенными наслоениями, сопровождается трудовой и социальной декомпенсацией, приводит к значительным трудопотерям. Существующие системы преодоления заикания не во всех случаях дают желаемые результаты. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что профилактика заикания и по сей день является задачей, имеющей социальное и экономическое значение. Обзор литературных источников показывает, что рекомендации профилактической работы сводятся в основном к перечислению ряда мероприятий без должного учета причинных и возрастных факторов, т.е. игнорируется дифференцированный подход.
Этими исследованиями была охвачена большая грушш детей, страдающих заиканием, состоящих на учете в медицинских учреждениях. Основными методами исследования явились:
Был осуществлен сопоставительный анализ причинных, возрастных факторов возникновения заикания и периодов формирования высказывания у ребенка в онтогенезе. А также, обнаружен наиболее опасный возрастной период возникновения заикания под воздействием неблагоприятных факторов (Вересова (Булатова) Э.ЮМ Ермилова К.Г. Связь возникновения заикания с овладением ребенком синтаксическими (Сб. Психолого-педагогического изучение детей с нарушениями умственного и физического развития. — М., 1985). Данные исследования и мой опыт работы с детьми, речь которых отягощена логоневрозом, позволяют сделать вывод что дифференцированный подход. В целом задачи профилактики заикания сводятся к созданию условий, способствующих:
Учитывая такие причины заикания, как генетическая обусловленность, резус-конфликт, родовая травма, асфиксия, полагаю, что его профилактика в данном случае должна начинаться еще в консультации для будущих матерей Она должна состоять в том, что логопед проводит беседу о формированию речевой и психической деятельности в онтогенезе и выдаст на руки памятку для молодой матери по профилактике заикания. Дети,перенесшие резус-конфликт в сочетании с асфиксией,нуждаются в очень раннем осуществлении медикаментозного лечения по устранению отрицательного невропатического фона, т.е. еще до появления фразовой речи. С этими детьми следует проводить на первом году жизни специальные занятия,стимулирующие речевое развитие (С-Л-Новоселова, 1985; Янушко, 2007; Р.СЛемцов, 2002; Е.ВЛПереметьева, 2012). В том числе, по методике, предложенной М-М. Кольцовой (1973, 1998) и ее сотрудниками, основывающейся на раннем развитии мелкой моторики ведущей руки^ Учитывая, что одним из факторов, вызывающих заикание, в сочетании с вышеперечисленными является соматическая ослабленность, необходимо с первых месяцев жизни ребенка с целью укрепления всего организма по консультации врача проводить профилактическую работу в виде закачивания. Используя опыт ТЛ. Воронцовой (1980), можно рекомендовать те же мероприятия, что и для детей с врожденным расщеплением нёба. Это должны быть воздушные ванны, водные процедуры, прогулки, физические упражнения и т.п. Процедуры необходимо проводить как можно раньше, учитывая индивидуальные спобнности ребенка и постепенно увеличивая нагрузку. С целью профилактики в работ) ^ вводится гимнастика, проводимая матерью под наблюдением врача. Планирование физических упражнений должно соответствовать физическим этапам развития ребенка в онтогенезе. Развитию движений на первом году жизни способствует ползание, что подготавливает ребенка к правильному сидению, ходьбе, улучшает дыхание. Как отмечает Т.Н. Воронцова (1980), в динамическую гимнастику должны быть включены такие упражнения, как: стимуляция ползания за яркой, красивой игрушкой, при поддерживании за обе руки. В более позднем возрасте в динамическую гимнастику включаются упражнения, способствующие формированию ходьбы,бега, ползанию, бросания, развитию мелкой моторики рук. В сочетании с физическими упражнениями должна проводиться дыхательная гимнастика. Необходимо создавать специальные условия для формирования фразовой речи детям в возрасте от полутора до четырех лет, помогать оформлению сложного предложения от четырех до пяти лет и репродуктивно монологической речи от пяти лет и выше. С этой целью могут быть использованы вес пособия, которые рекомендуются для работы по формированию речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Во всех случаях работы по формированию речевой деятельности у д^гей, склонных к заиканию, необходимо учитывать ведущее значение практически) й деятельности, т.е. действие с предметами. Дети с наследственной предрасположенностью к заиканию, а также перенесшие асфиксию, родовую травму,резус-конфликт, соматическую ослаблснность, нуждаются в развитии навыков смелого поведения, коллективной игровой деятельности, в щадящем отношении к их нервной системе на протяжении всего дошкольного возраста, о мере возможностей эти дети должны также избегать контакта с заикающимися. Необходима широкая, действенная, научно обоснованная пропаганда знаний среди родителей и дошкольных работников о недопустимости перевоспитания левшества.
|