«Развитие речевой коммуникации ребенка-дошкольника через творчество и приобщение к ценностям культуры на интегрированных логопедических занятиях». |
Логопедия | |||
Автор: Репецкая Татьяна Михайловна | |||
03.11.2017 14:03 | |||
«Развитие речевой коммуникации ребенка-дошкольника через творчество и приобщение к ценностям культуры на интегрированных логопедических занятиях». Подготовила: учитель-логопед Репецкая Т.М. В современных научных исследованиях проблема всестороннего развития ребенка на основе погружения его в различные виды искусств является одной из наиболее разрабатываемых (М. С. Каган «Теория культуры», «Системный подход и гуманитарное знание» и др., Б.П. Юсов «Современная концепция образовательной области», «Изобразительное искусство и среда» «Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» и др, Б.М. Неменский- известный российский живописец. Его картины находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее и т.д. "Изобразительное искусство и художественный труд"и др., Л.Н. Мун «Театральная педагогика в развитии импровизационных способностей»). Всё это обусловлено тем, что искусство формирует всесторонне развитую личность, её гуманистические принципы и позволяет человеку с самого раннего возраста «накапливать» богатство его духовного мира.
Одно из основных направлений работы- создание такой развивающей среды и интегрированного педагогического воздействия, основанного на синтезе искусств, которое будет направленно на развитие личности ребенка-дошкольника, удовлетворение его индивидуальных потребностей и интересов, а также формированию его способностей в обучении и через обучение. Задача педагога – не только привить ценности и создать условия их восприятия, но и помочь им прорасти в душе ребенка. Формы проводимой работы- интегрированные групповые занятия проводимые совместно с музыкальным руководителем и воспитателем. Таким образом, основная задача логопедического воздействия, через интегрированное занятие научить дошкольника связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно, выражать свои мысли и показывать свое отношение к увиденному и услышанному на занятии, а затем воплощать в продуктивных видах деятельности. Методика работы с детьми дошкольного возраста основывается на их любознательности, удивлении, потрясении, эстетическом наслаждении. Такие занятия могут носить сезонный характер: «Пришла весна», «Золотая осень», «Зимние игры и забавы», а также ознакомительный характер, например знакомство с творчеством К.И. Чуковского и его произведениями, «С чего начинались буквы» — история письменности и др. Фольклор- это лучший речевой материал, накопленный народом веками. На таких занятиях-ознакомлениях дети не только узнают традиции русской народной культуры, но и знакомятся с народным бытом, старинной утварью, узнают народные песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки. На примере интегрированного занятия «В русской горнице» можно проследить примерную последовательность его проведения. I. Сначала дети получают новые знания. Создается мотивация к последующей деятельности и нужная атмосфера. Детям предлагается виртуальная экскурсия в музей народно-прикладных ремесел, а также просмотр полотен мастеров-живописцев по теме «Древняя Русь. Жизнь и быт» (Абакумов, Рерих, Нестеров, Ольшанский, Рябушкин, Васильев и др.) и соответственно подбирается музыкальное оформление, для данного занятия фоном звучит русская народная музыка в исполнении Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н. П. Осипова. II. Сюжетная часть. Обозначаем тему и рассказываем о том, что зимними вечерами люди собирались на отдых, а также для несложной работы, чтения, развлечения в одной из изб в самой светлой, большой и красиво убранной комнате, предназначенной для приёма гостей. Мужчины которые днем работами в кузнице- вечером вырезали деревянные игрушки- свистульки детям, играли на гуслях и цимбалах. Женщины – пели народные песни, пряли шерсть, вышивали, плели кружево, водили хороводы. Далее детям предлагаем посетить горницу, одеть русские костюмы, поводить хоровод, спеть шуточную русскую народную песню «Жил я у пана». Для стимуляции фантазии и творчества используются задания типа:
III. Переходим непосредственно к этапам логопедического занятия которое проводиться как ознакомление со звуком и буквой Ц, но все игры и задания проходит в рамках обозначенной нами темы.
Ребятам предлагаются ряд игр: «Я картинку положила в деревянный сундучок, ну-ка первый подойди на рисунок погляди....» (ребенок описывает увиденное на картинке выделяя ведущие признаки предмета), «Угадай мою профессию, я выберу пяльцы, иголки, наперсток, нитки…», «Посмотри скорей на стол, он красивый, расписной. Ты внимательно смотри, что здесь лишнее скажи…» (выделение четвёртого лишнего), лото, развитие мелкой моторики — собери картинку и др. IV. Далее ребятам предлагают выполнить творческое задание — создание расписной посуды из соленого теста. Эту часть интегрированного занятия проводит воспитатель. Работают дети с солёным тестом. Это задание будет способствовать не только формированию эстетического вкуса, развитию зрительного восприятия, образного мышления, мелкой моторики, но снимет излишнее эмоциональное напряжение. Таким образом, интегрированные занятия стимулируют дальнейший познавательный интерес, объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Объединяя в нужной пропорции элементы развития речи, изобразительной деятельности, музыки в одно интегрированное занятие, педагог может удержать внимание детей довольно долго, причем детей разного темперамента и способностей, поскольку почти любой ребенок найдет в занятии близкие для себя темы. Литература:
|