Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Преемственность учителя-логопеда и воспитателя группы в работе по формированию лексико-грамматических представлений дошкольников»
Логопедия
Автор: Шипунова Римма Раисовна   
22.08.2017 17:35

«Преемственность учителя-логопеда и воспитателя группы в работе по формированию лексико-грамматических представлений дошкольников»«Преемственность учителя-логопеда и воспитателя группы в работе по формированию лексико-грамматических представлений дошкольников»

Правильная речь – главнейший показатель готовности ребенка к обучению в школе. Если не устранить речевые нарушения, то при поступлении у детей неизбежно возникают трудности общения с окружающими.

В настоящее время в дошкольных учреждениях вопросу преемственности в работе узких специалистов уделяется особое внимание. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В старшей и подготовительной к школе группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учителя-логопеды и воспитатели.

 

Скачать конспект

В нашем МАДОУ д/с № 20 «Золушка» в 20117 учебном году 2 старшие, 2 подготовительные к школе группы и 1 группа комбинированного вида.

Преемственность в работе учителей-логопедов и воспитателей групп для детей среднего и старшего дошкольного возраста начинается с начала учебного года.

Совместная коррекционная работа в этих группах предусматривает решение задач, при которых учителя-логопеды формируют первичные речевые навыки у детей с нарушениями речи, а воспитатели закрепляют сформированные речевые навыки.

Исходя из этого, разделяются задачи учителей-логопедов и воспитателей:

Задачи учителей-логопедов в работе с воспитанниками с ОНР: Задачи воспитателей в работе с воспитанниками с ОНР:

Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них на ПМПк.

Работа по коррекции звукопроизношения.

Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи. Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.

Системный контроль над поставленными звуками в процессе всех режимных моментов.

Работа по коррекции слоговой структуры слова. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Предупреждение нарушений письма и чтения. Закрепление навыков звукового анализа слов, чтения и письма.

Развитие лексико-грамматического строя речи Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по изучаемой лексической теме в процессе всех режимных моментов. Системный контроль над грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.

Развитие высших психических функцийна бездефектном речевом материале. Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях.

Предлагаю подробнее рассмотреть систему работы над формированием лексико-грамматических представлений. Систематическая организация занятий, правильное руководство ими и повседневные наблюдения – это важные педагогические условия грамотной организации этой деятельности педагогом в повседневной жизни.

Важнейшим видом деятельности дошкольника является игра. Осваивая способы игрового поведения, ребенок вынужден осваивать необходимые способы речевого поведения, функциональные типы высказываний. В быту, труде, конструировании – всюду ребенок вносит игровой элемент: рисование сопровождается вокализациями, звукоподражаниями, развитием игрового сюжета; сконструированные гаражи и дома включаются в игру с куклами; услышанная сказка становится основой театрализованного действия. Взрослый может влиять на игру косвенно через ролевое поведение и отдельные предложения реплики, вопросы. В творческой игре бурно развивается язык ребенка, грамматическое оформление речи. Взрослый не должен ставить перед такими играми речевые цели, их формирование побочный продукт игры.

В педагогическом процессе могут использоваться аналоги свободных творческих игр – сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации, в которых ставятся речевые задачи (на обогащение словаря, использование грамматических форм, развитие связной речи). В этих играх сам сюжет побуждает детей использовать при описании предметов и картинок предложения разной структуры. Структура предложений в речи детей усложняется в связи с расширением сфер и форм общения. Особенно большой вклад в этот процесс вносят сюжетно-ролевые игры и игры- драматизации на основе литературных произведений. Драматизации хороши тем, что включают в качестве источника для подражания, для заимствования речевых оборотов высокохудожественный текст и вместе с тем предполагают импровизацию. Смена сцен является живой моделью текста, облегчающей запоминание, создающей семантическую (смысловую) основу речи.

Наряду с названными ранее используются и дидактические игры, в которых решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы. Эти игры имеют не только игровой смысл. Они стимулируют детскую поисковую активность в сфере грамматики, воспитывают языковое чутье. В таких играх неуместны репродуктивные ответы (Оля повтори: не стало ручек). Неуместны подчеркнутые исправления ошибок. Взрослый должен фактически подтверждать высказывание, распространять его, включать нормативную форму. Например: Мальчик произносит: «другая кошка спит у мамы на ковре, а вот эта кошка катает все, а вот эта пьет из блюдечка молоко». Педагог: «правильно – пестрый котенок спит у мамы на ковре, рыженький котенок катает клубки, а серенький лакает из блюдечка молоко», такое уточнение дает ребенку верную форму того высказывания, к которому он стремился сам, и вместе с тем не сбивает его, не обижает.

Для освоения лексико-грамматического строя полезны игры – экспериментирования, логические игры. В процессе ознакомления с окружающим дети получают систематизированные знания о причинно-следственных связях, временных и пространственных зависимостях. Чтобы эти знания отразились на уровне владения грамматическим строем, необходимо давать детям творческие задания, требующие использования полученных знаний в речевой и игровой деятельности.

В процессе ознакомления с художественной литературой формируются умения использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств (подбор синонимов, словообразование, словотворчество). Для успешного формирования навыков диалогической и монологической речиполезно использовать приемы мнемотехники.

Косвенное влияние на формирование грамматического строя речи оказывают также пальчиковые игры, игры с камешками, бусами, так как упражнения на развитие мелкой моторики активизируют речевые зоны головного мозга.

Ряд зависимостей (временных, пространственных) дети осваивают в подвижных играх. От того, насколько регулярно и квалифицированно они организуются, зависит не только здоровье, но и речевое развитие воспитанников. В них формируются произвольность внимания, поведения. А это имеет значение для развития двигательной и речевой активности.

В нашем дошкольном учреждении в составе общеобразовательных групп присутствуют дети с ОВЗ (тяжелые нарушения речи). Эффективным способом для побуждения к речи детей с ТНР является создание проблемных ситуаций. Так, если воспитатель кому-то из детей «забывает» положить клей, геометрическую форму, картинку и другое, ребёнок вынужден попросить недостающее. Кроме того, используются такие приёмы, как:

  • выполнение ребёнком поручений и просьб со стороны взрослого;
  • создание воображаемых ситуаций через имитацию речевых и неречевых звуков в процессе подражания животным и копирования действий взрослого;
  • опосредованное общение через игрушку;
  • показ, рассматривание и называние предмета, активные действия с ним;
  • составление предложения по следам демонстрации действий, вопросам, картинке, опорным словам;
  • оречевление действий детей: одевание, раздевание, кормление, умывание. Воспитатель использует фразы: «Пора мыть руки», «Сейчас будем заниматься», «Приготовьтесь к занятию» и т. д.;
  • приёмы по формированию умения вслушиваться в речь, понимать её содержание. Развитие восприятия речи осуществляется во все режимные моменты; в процессе наблюдения, экскурсий.

Зачастую у детей с ТНР встречаются как трудности с ответами, так и ошибочные ответы. В этих случаях педагог не делает замечания, которые вызывают негативную реакцию. Возможны такие варианты исправления ошибок, как:

  • привлечение внимания всех детей к данному ответу, определение его правильности или ошибочности;
  • предложение кому-то из детей исправить ошибки;
  • повторение правильного ответа хором, затем индивидуально с ребёнком, допустившим ошибку, и др.

Одним из условий повышения качества коррекционно-педагогической работы является заинтересованность педагога в её результатах, желание и постоянная готовность оказать помощь ребёнку. Дети с речевыми нарушениями очень чувствительны не только к содержанию обращенной речи педагога, но и к её интонационному оформлению. Речь педагога должна быть спокойной, без раздражения, нормального темпа, с соблюдением пауз между вопросом, заданным ребёнку, и его ответом.

Каждый режимный момент в ДОУ обладает потенциалом для решения коррекционных задач. Предлагаю педагогам рассмотреть подробнее каждый режимный момент и сформулировать задачи коррекции речи, для решения которых он может быть использован педагогом в ДОУ.

Коррекционные возможности режимных моментов

Режимные моменты Коррекционные задания для закрепления речевых навыков и умений Коррекционные задания для развития моторики

Утренняя гимнастика 1. четко воспринимать словесную инструкцию педагога по выполнению упражнений. координировать движения в соответствии с ней.

2. воспроизводить словесную инструкцию педагога.

3. самостоятельно составить и правильно воспроизвести словесную инструкцию по выполнению упражнений. Выполнить последовательно несколько физических упражнений (ходьба и бег с согласованными движениями рук и ног, прыжки)

Подготовка к завтраку, завтрак

1. правильно использовать лексику, связанную с понятием ПОСУДА и ее виды, употребляя:

  • беспредложные конструкции со словами, обозначающими предметы (чашка чая, стакан кофе, тарелка каши…)
  • падежные конструкции с простыми предлогами (ложка на столе, салфетка под тарелкой…)

2. использовать в речи словосочетания, состоящие из прилагательных и существительных (чайная ложка, бумажные салфетки), простые предложения с однородными членами (перечисление нескольких действий или объектов)

3. составить краткий отчет о дежурстве по столовой Правильно выполнять действия дежурного по столовой (расстилать салфетки, аккуратно ставить на стол посуду и столовые приборы)

Подготовка к занятию 1. правильно называть принадлежности, материалы, используемые на занятиях и действия, производимые с их помощью

2. описать свойства материалов, используемых на занятиях. Употреблять разные предложные конструкции с опорой на картинки

3. составить отчет о дежурстве при подготовке занятий. Дать оценку работы дежурных.

Правильно раскладывать материал, инструменты, пособия, необходимые для занятий.

Дежурство в уголке природы 1. различать и правильно называть некоторые комнатные растения. Сопровождать свои действия речью

2. описать форму и характер листьев, стебля комнатных растений, рассказать об особенностях ухода за ними

3. планировать свои действия в словесной форме после прослушивания инструкции педагога. Использовать речь для самостоятельно распределения обязанностей дежурных. Сделать отчет о дежурстве.

Правильно выполнять обязанности дежурного (поливать комнатные растения, рыхлить почву, кормить рыбок)

Подготовка к прогулке. Прогулка 1. правильно употреблять лексику, грамматические конструкции, связанные с понятием ОДЕЖДА, ОБУВЬ, РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ВРЕМЕНА ГОДА.

2. использовать в речи относительные прилагательные, образованные от названий материалов, из которых изготовлена одежда, обувь

3. правильно конструировать простые предложения с однородными членами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения при ответах на вопросы педагога.

Правильно выполнять ряд действий при подготовке к прогулке: одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки;

работать на участке: собирать природный материал для занятий, рыхлить почву.

Подвижные игры Согласовывать речь и движения при выполнении отдельных игровых действий Четко, быстро, ловко выполнять различные игровые действия

Театрализованные игры Выразительно произносить текст знакомой сказки, стихотворения. Правильно использовать прямую и косвенную речь. Выполнять ряд движений в зависимости от произносимого текста, музыкально-ритмического движения

Сюжетно-ролевые игры Использовать речь для распределения ролей, ролевого взаимодействия, усвоения ролевых взаимоотношений. Планировать с помощью речи последовательность действий при возведении коллективных построек. Составить рассказ об игре

Четко и координировано выполнять движения при подготовке необходимых для игр атрибутов, сооружении коллективных построек.

Только тесная взаимосвязь в работе учителей-логопедов и воспитателей позволит добиться положительных результатов в формировании лексико-грамматического строя речи дошкольников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год