Авторская разработка "Дифференциация звука «Ж» «Ш» у старших дошкольников с общим недоразвитием речи" |
Логопедия | |||
Автор: Кравцова Мария Андреевна | |||
31.03.2016 19:50 | |||
Авторская разработка "Дифференциация звука «Ж» «Ш» у старших дошкольников с общим недоразвитием речи" Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 комбинированного вида Петроградского района г. Санкт-Петербурга подготовила учитель-логопед Кравцова Мария Андреевна Санкт-Петербург, 2016г. Цели:
Материал. Картинки предметные (каша, пирожок, мороженое, ватрушка, джем, шоколад, желе, крыжовник); куклы (девочка и мальчик), фишки для слогового анализа, пенек, изображение плоскостное ёлки, мячики су – джок.
Оргмомент Сегодня День рождения у брата и сестры. Угадайте, как их зовут? В имени девочки первый звук [Ж] (Женя, Жанна). Назовем ее Жанна. В имени мальчика есть звук [Ш] (Гриша, Миша, Паша, Наташа). Назовем его Миша. Сообщение темы занятия. Кто догадался, о каких звуках сегодня будем говорить? [ш — ж] Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Произнесение и характеристика звуков [Ш-Ж]. Сравнительная характеристика. Звук [ш] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму "чашечки". Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки не работают, голоса нет. Звук [ш] твердый, глухой. Звук [ж] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму "чашечки". Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки вибрируют, голос есть. Звук [ж] твердый, звонкий. Оба они согласные, твердые. Но звук [ш] глухой, а звук [ж] звонкий. Звонкость – глухость проверяем двумя способами (1 – руку на горло, 2 – закрыть уши). Для вас Миша и Жанна придумали игры. Игра «Поймай звук». Жанна и Миша предлагают познакомиться с ними и поиграть в игру «Поймай звук». Если услышите звук [Ш] — надо присесть на корточки, если услышите звук [Ж] — хлопните в ладоши. (Ш, Ж, Ж, Ж, Ш, Ш, Ж; ша, жа, жо, шо, шу, жу, ши, жи) Игра «Наоборот» — преобразование слогов и слов. (С мячом) Замени звук [Ш] на [Ж] и наоборот. Ша- жа Жа-ша Шу- жу Шо -жо Жо-шо Жу- шу Ужи-уши жалить-шалить шар- жар Жить-шить житье-шитье ужи-уши Жил-шил жутко — шутка мажет-машет Жаль — шаль лужа — Луша Лежа — Леша нашивка-наживка Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай звук». Послушайте, что любят Жанна и Миша. Если в словах будет звучать звук ш, хлопните в ладоши, если услышите звук ж, поднимите руку. Произносятся слова: каша, пирожок, мороженое, ватрушка, джем, шоколад, желе, крыжовник. Произношение звуков ш, ж в стихах «Сяду на пенек да съем... (пирожок)», — сказала Жанна. «Осторожно, это не пенек, а ежик!» — воскликнул Миша. Лежит ежик у елки, У ежа иголки. А внизу, похожие на маленьких ежат Шишки прошлогодние на траве лежат. Уточнение слова прошлогодние. Повторение стихотворения хором. Выделение слов со звуком ж, затем со звуком ш. Ребята, а мы же с вами знаем сказку про ёжика, давайте расскажем Мише и Жанне! Развитие мелкой моторики (мячики су – джок) Сказка "Ёжик" Жил да был Ёжик на полянке в своём домике в сказочной стране (положить шарик на ладошку). У Ёжика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику): Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке). И решил он однажды навестить своих друзей. Выбежал Ёжик на тропинку (катаем шарик по кругу ладони) и побежал к Крошу, так как его домик был совсем не далеко. Бежит, подпрыгивает на кочках (шариком покалываем подушечку каждого пальца). Но не оказалось Кроша дома: «Наверное, он убежал Лосяша навестить» — подумал Ёжик и покатился дальше (катаем шарик по кругу ладони). Катится Ёжик, а навстречу ему Копатыч идёт не спеша. Обрадовался Ёжик, спрашивает Копатыча: - «Куда ты идёшь?». - «В лес за грибами» — отвечает Копатыч – «Пойдём со мной». Пошли они вместе (катают шарик по пальчикам по очереди к каждому). Раз – грибок (зажать шарик в ладошке), два – грибок, (зажать шарик в другой ладошке) — много насобирали. Простился Ёжик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони). Вдруг ему навстречу выскакивает лягушка – квакушка, спрашивает её Ёжик: — «Ты куда скачешь?». — «Скачу, куда глаза глядят» — отвечает лягушка. – «Поскакали со мной». Стал Ёжик с лягушкой скакать (прикасаться колючками шарика к кончику пальцев, делая глубокий вдох). Не заметил Ёжик, как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал. Зашёл он в свой домик (раскатывать шарик по ладошке), лёг на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул. Связь звука с буквой
Послушайте, о чем говорила Жанна с ежом: Ежик, еж, где ты живешь? Там еду себе найду, Своим дружным ребятишкам. После прослушивания одна группа детей задает вопрос ежику, другая — отвечает. Выделение слов со звуком ш. Уточнение значения слова дружные. А вы, ребята, дружные? Очень важно жить нам дружно, что для этого нам нужно? Нужно... (не ссориться и делиться игрушками). Очень интересно проходит День рождения Миши и Жанны. Много игр. Они предлагают поиграть еще в одну. Звуко — слоговой анализ слов Миша, Жанна. Сколько слогов и звуков в именах? Жанна – определяем количество слогов — хлопки Миша — выкладывание звукового анализа фишками. Слоговой анализ. Итог занятия. У кого было День рождение? Какие звуки сравнивали сегодня? Чем они похожи? Чем отличаются? Чем занимались? Что понравилось больше всего?
|