Создание развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета в контексте ФГОС ДО «МОЙ ПОМОЩНИК – КАБИНЕТ» |
Логопедия | |||
Автор: Ничепорчук Татьяна Петровна, Шевлякова Елена Иосифовна | |||
26.03.2016 18:13 | |||
Создание развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета в контексте ФГОС ДО «МОЙ ПОМОЩНИК – КАБИНЕТ» «…мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды». Основной задачей групп компенсирующей и комбинированной направленности является создание специальных условий для успешного воспитания и обучения детей с различными нарушениями развития в период дошкольного возраста. Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором корреккционно — компенсаторного преодоления имеющихся проблем в развитии детей.
Для осуществления необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья функционирует логопедическая служба и создается логопедический кабинет. Организуя развивающую предметно-пространственную среду логопедического кабинета в соответствии с требованиями ФГОС ДО (п. 3.2. 2 и п. 3.3) мы руководствовались принципами: /1/ насыщенности: На базе дошкольного учреждения функционируют общеразвивающие группы, группы комбинированной направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и группы компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом «Особый ребенок». Поэтому образовательное пространство логопедического кабинета оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, игровым, оздоровительным оборудованием, инвентарем в соответствии со спецификой Программ, которые реализуются в нашем дошкольном учреждении (в коррекционно-развивающей работе с детьми используются программы для детей с ОНР, с ЗПР. с ДЦП, с умственной отсталостью), а также возрастными и индивидуальными возможностями ребенка. трансформируемости: Например, релаксационная зона расширяется за счет учебной, учебная зона меняется от формы организации занятия, от сюжета занятия. Наглядно – дидактический материал (дидактические пособия, плакаты) легко снимается благодаря удобным приспособлениям и меняется в зависимости от лексической темы. Зеркало и окно по мере необходимости закрываются шторами. Кабинет оснащен техническими средствами реабилитации детей с ДЦП: опорой для сидения, опорой для стояния. В зависимости от цели и задач занятия, для выполнения заданий дети располагаются в удобном для них положении. Также придерживаемся принципа в работе с детьми с ДЦП — «Каждый ребенок, несмотря на тяжесть и различия патологий, нуждается в многообразии движений и поз в течение всего дня!» полифункциональности: Для детей с нарушениями ОДА используются мягкие кресла-груши не только для релаксации, но и для коррекционно-развивающей работы. Детская мебель: столы, стулья, опоры, мягкая мебель легко превращаются в «сказочные» замки, героев, животных. вариативности: Весь материал, который используется в непосредственной работе с детьми, помогает раскрытию их индивидуальных особенностей, обладает множеством возможностей и вариантов его применения. Каждая игра, методическое пособие могут повторяться неоднократно в модифицированных вариантах (авторское дидактическое пособие «Жар птица» используется на подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, а также на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков). доступности: Материал для самостоятельных игр расположен на нижних открытых полках, методическая литература и документация логопеда – на верхних полках; безопасности Пособия, игрушки, оборудование логопедического кабинета соответствует требованиям САНПиН. Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета подчинена закону детства: «Учимся играя!» Золотое правило логопедического кабинета: сотрудничество ребёнка и взрослого. И «невозможное возможно», когда малышу содействует и сопереживает его наставник. При оформлении логопедического кабинета мы стремились к созданию ситуации успешности и комфорта. Комфорт ребенка позволяет максимально сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от посещения занятий. /2/ Интерьер кабинета выдержан в светло-зеленых тонах, так как зеленый цвет успокаивает, создает хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на детское зрение. /3/ По оснащению и применению кабинет разделён на зоны.
В оборудование рабочей зоны логопеда входит письменный стол, стулья для взрослых. Помимо основных логопедических документов, которые ведет учитель-логопед, на каждого ребенка с ОВЗ составляется индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная траектория.
Поскольку учитель-логопед ведет коррекционно-развивающие занятия с разной категорией детей с ОВЗ с разным уровнем речевого развития, он не может обойтись без педагогических знаний. Логопед должен хорошо разбираться в многочисленных методиках и литературе по логопедии, понимать какие именно обучающие материалы применять в различных случаях коррекции речи. Так как учитель-логопед занимается с детьми с речевыми, психологическими, двигательными нарушениями, то он должен освоить базовые медицинские знания. Для установления крепкого контакта и доверительного отношения с ребенком, логопед должен являться отличным детским психологом. Поэтому в логопедическом кабинете имеется обширный материал методической литературы.
Учитель-логопед проводит индивидуальную диагностику не только речевого развития, но и психических процессов, общей и мелкой моторики, создает план дальнейшей работы по коррекции речевых нарушений с учетом возрастных, психофизических особенностей. Динамика развития речи ребёнка систематически отслеживается на заседаниях ПМПк.
Используя блоки Дьенеша, формируем у детей понятия о цвете, форме, величине. Палочки Кюизенера вариативно используем в разных видах коррекционной работы: выкладывание картин из палочек в соотнесении с лексической темой; выкладывание схем слов, предложений, конструирование букв по образцу (на занятиях по обучению грамоте); отстукивание и выкладывание различных ритмов (при коррекции дизартрических компонентов речи); повторение заданного слога столько раз, сколько палочек выложил логопед (на занятиях по автоматизации и дифференциации звуков). «Золотой материал» Монтессори — помогает изучать окружающий мир на основании собственного сенсорного опыта.
Для развития словаря, грамматических категорий подобраны предметные и сюжетные картинки. Для развития связной речи подобраны: наборы сюжетных картинок для составления простых предложений; серии сюжетных картинок разной сложности для составления рассказов; мнемотаблицы и др. Весь материал систематизирован по разделам и находится на верхних полках шкафов.
Эта зона представлена как традиционным оборудованием и пособиями (многофункциональной магнитной доской, комплектом букв, наглядными индивидуальными плакатами «гласный — согласный», «звонкий — глухой», «твердый — мягкий», «буквы» и др.), так и авторским настенным дидактическим пособием «Город звуков и букв». Также авторы разработали дидактическое пособие на развитие графомоторных навыков «День за днём, за годом год готовим пальчики к письму» и дидактическое пособие по ознакомлению детей с буквой «Страна «Буквознание»». Зона игрового сопровождения «…учит ребенка жить и действовать» (Е. А. Флерина). Дети с синдромом Дауна, с РАС, с умственной отсталостью имеют разный уровень речевого развития. Для развития коммуникации и общения, установления эмоционального контакта, развития лексико-грамматических категорий и связной речи на логопедических занятиях используются:
Пространственно-организующим элементом этой зоны служит — настенное зеркало и настенное дидактическое пособие «Чудо-дерево», на ветвях которого расположены игры и пособия для выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики. Здесь же размещены профили разных звуков, картинки с изображением правильного выполнения артикуляционных упражнений и стихотворные тексты. В центре «Чудо-дерева» находится авторское дидактическое пособие «Жар-птица» * универсальный логопедический тренажер. Он мобилен, эстетически оформлен, многовариантен. Рядом находится стул и столик, на котором в необходимом количестве имеются индивидуальные пакеты (ватные палочки, одноразовые платочки, постановочные зонды, спиртовые салфетки, индивидуальные перчатки) на каждого ребенка. Для автоматизации, дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях, тексте составлены картотеки. Продумано освещение для вечерних и дневных занятий.
Все психические процессы у ребёнка – восприятие, память, воображение, мышление — развиваются с прямым участием речи. Аналитико-синтетическая деятельность мозга играет большую роль в процессе восприятия речи, звуковом анализе. Для развития мышления используем дидактические игры «4 лишний», «Разрезные картинки» (по всем лексическим темам). Также применяем учебно-наглядные пособия для развития познавательной деятельности «Познаём мир» и игровые упражнения на развитие психологической базы речи «В царстве смекалки». Авторами составлена картотека игр-этюдов «Развиваем внимание» для детей с РАС, задержкой психического развития. Для детей с синдромом Дауна оформлен альбом игр-этюдов «Жесты».
Эта зона актуальна в логопедическом кабинете. В ней располагаются предметные, сюжетные, пейзажные картины, загадки, головоломки по одной лексической теме. Периодичность обновления – еженедельная.
Принцип работы "Не навреди" (Н. К. Смирнов) Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных во ФГОС ДО. /1/. Поэтому во главу угла поставлено общее здоровье ребенка с ОВЗ: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. Эта зона разделена на центры:
«Рука является вышедшим наружу головным мозгом» И. Кант В этом центре находятся: наглядные демонстрационные плакаты «Пальчиковые упражнения» (для развития кинетической и кинестетической основы движения руки) по всем лексическим темам; картотека (печатная, видео) пальчиковой гимнастики «Ловкие пальчики» по всем лексическим темам; игры с прищепками «Животные», «Птицы» и т.д. по всем лексическим темам; картотека физкультминуток «Крепыш»; пособие «Пальчиковые шаги»; пальчиковый театр «Маленькие театралы»; шнуровки, застежки; мозаики разного размера; сухой бассейн с разными наполнителями (фасоль, киндер-колпачки, пробки, бобы, макароны, мячики). Авторы разработали и используют пособие «Логопедические пятиминутки» для детей с общим недоразвитием речи, II уровня, в которое входит 28 лексических тем (пальчиковая гимнастика, игра на координацию речи с движением). Используем Су-Джок терапию (массаж массажными мячами, массажными кольцами). Демонстрационные плакаты для выполнения самомассажа грецкими орехами, каштанами располагаются на стене, на уровне глаз детей. Проводим песочную терапию: «Чувствительные ладошки» (игры на развитие тактильно- кинестетической чувствительности и развития мелкой моторики рук) и «Песочную грамоту» (для развития фонематического восприятия, коррекции звукопроизношения, обучения чтению и письму). Приобретено необходимое оборудование: деревянный ящик, экологически чистый песок, фигурки людей, животных, птиц, буквы и т.д.
Для преодоления дизартрических нарушений речи используем кушетку с подушками и применяем пальцевой, зондовый и точечный массаж. Также проводим с детьми самомассаж лица, ушных раковин, кистей рук и стоп (в наглядной доступной форме они размещаются в виде плакатов в информативной зоне для детей).
Для снятия зрительного напряжения, тренировки глазной мышцы проводим гимнастику для глаз. Схематическое изображение выполнения упражнений представлено в альбоме «Расскажи глазами». Для тренировки психомоторных функций, снижения эмоционального напряжения проводим психогимнастику. Игры и этюды систематизированы в пособие « «Королевство зеркал».
На сегодняшний день невозможно представить обучение детей без компьютера, техника все активнее входит в нашу жизнь. В работе с детьми используем: презентации-картинки (для обследования звукопроизношения и автоматизации, дифференциации звуков); презентации-загадки, викторины (для закрепления полученных знаний); презентации-игры (на расширение словаря, совершенствование лексико-грамматических категорий, развитие высших психических функций); презентации-сказки (для развития связной речи). Аудиоматериалы представлены дисками «»Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой (для преодоления дизартрических нарушений речи, для развития звукоподражания, для автоматизации звуков), «Логоритмикой для малышей» Е. Железновой и т.д.
Для эффективной работы с родителями широко используются наглядные средства. В каждой группе оборудованы специальные «родительские уголки», в которых размещается общая информация. Индивидуальная информация выполнена в форме «памятки для родителей» с учетом речевого нарушения конкретного ребенка. Папки-передвижки выполнены в форме консультаций, как для педагогов, так и для родителей. Пособия и наглядные материалы позволяют найти родителям ответы на любые вопросы, связанные с логопедическими проблемами у детей. Все дети, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в логопедическом кабинете созданы условия для проявления индивидуальности и творчества каждому воспитаннику с ОВЗ. Литература:
|