Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических процессов в подготовительной к школе группе (подгрупповое) |
Логопедия | |||
Автор: Абрамова Татьяна Валериевна | |||
18.11.2015 02:28 | |||
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических процессов в подготовительной к школе группе (подгрупповое) Звук (с). Буква С Цель: автоматизировать звук (с) в слогах, словах и предложениях. Задачи:
Оборудование: компьютер, диск с записью звуков природы, образовательная презентация на компьютере. Ход занятия I. Организационный момент. - Найдите себе пару, возьмите друг друга за ушки, слегка потеребите ушки, улыбнитесь, докоснитесь правым плечиком до своего друга. Какое у вас настроение? (отличное). Тогда с хорошим настроением начинаем занятие. II. Основная часть. 1. Ориентировка в пространстве. Понимание значения предлогов на, около, между, под, из-за - Пройдите на нашу полянку, устройтесь поудобнее, закройте глазки и послушайте звуки (включается аудиозапись звуков природы). В конце вы мне расскажите, на что они похожи (птичка поет, ветер дует, ручеек журчит, кузнечик стрекочет) - Где вы сейчас побывали, как вам показалось? (в лесу, на полянке) - Ну а теперь возвращаемся в группу. - Пока вы гуляли, сорока приносила вам письма, да по дороге каркнула и все письма растеряла. Но я вам помогу отыскать свое письмо. Вы его возьмете и сядете за стол. - Ариша, твое письмо лежит между большим стулом и маленьким стульчиком. - Вова, твое письмо лежит под стулом. - Саша для тебя письмо около шкафа. - Лиза, твое письмо выглядывает из-за шкафа - Дима, для тебя письмо находится на столе - Эвелина, твое письмо между Мишкой и мячом. 2. «4-ый лишний» - Теперь все сели за свои рабочие места. Раскройте конверты, разложите картинки и выберите 1 картинку лишнюю и объясните свой выбор. Капуста-помидор-самолет-кабачок; Лиса, сорока, белка, лось; (Образец ответа: самолет – лишний, потому что капуста, помидор и кабачок – это овощи, а самолет не овощ). Ребенок, дающий ответ, помещает лишнюю картинку на доску. 3. Постановка цели. - А теперь послушайте, как звучат эти слова: сссамолет, сссорока, сссамовар, сссумка, сссапоги, ссскакалки. - Чем похожи эти слова? (они начинаются на звук (с)). Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? (произносить звук (с), придумывать слова со звуком (с)). Какие умники! Прямо группа знатоков! Тогда начнем. Но сначала подготовим наш язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику (Слайды 2-6) 4. Артикуляция звука (с) - Вспомните, ребята, как течет водичка? (с-с-с-с-с) Вот вам картинка в помощь (анимированный слайд) (Слайд7) - Дети, а кто нам помогает произносить звук водички? (язычок, губы, зубы) - Что делает язычок? (он делает горку и упирается в нижние зубки) - А что делают зубы? (они сжимаются) - А губы? (губы растягиваются в улыбке) - Как работает насос? (с-с-с-с-с-с) (Слайд8) - Как дует ветерок? (с-с-с-с-с). Давайте подуем на это красивое дерево и вы увидите, что произойдет с-с-с-с-с. (Слайд 9) 5. Знакомство с характеристикой звука (с) Однажды звук (с) гулял по лесу и услышал вдруг, как из домика на полянке раздается приятная песенка аааууииуууоооыыыааа, там жили гласные звуки, он подошел поближе к домику и решил запеть так же, но у него получилось лишь (с-с-с-с-с), он так расстроился, что заплакал. Гласные звуки выбежали на улицу, спросили у ветерка, почему он плачет, тот рассказал свою историю, тогда гласные звуки его успокоили и предложили петь вместе с ними. «Ты согласен?» — спросили гласные. «Согласен, согласен!» — обрадовался звук (с). Так и стали его звать согласным звуком. (Слайд10) - Звук (с) может петь? (нет, у звука есть преграда – зубы). Значит звук (с) какой, гласный или согласный? ( (с) — согласный звук). Правильно, звук (с) не поется, не тянется, поэтому он согласный. (Слайд11) – А как вы думаете звук (с) звонкий или глухой? – Как мы это можем проверить? (приложить ладошку к горлышку и произнести звук (с)). - Горло дрожит, голос песни поет? или горлышко не дрожит, голос спит? (голос спит, голоса нет, звук (с) — глухой). 6. Игра с мячом «Горячий шар» Дети стоят в кругу. В центре на полу – корзина. Задание детям: на каждое слово, произнесенное логопедом передавать мяч соседу, но как только услышите слово, в котором есть звук (с), шар «становится раскаленным» и его надо бросить в корзинку. Игра проводится в быстром темпе, поэтому лучше заготовить заранее карточку со словами, содержащими часто смешиваемые звуки (с-ш-з-сь-щ и т.д.) 7. Песенка друзей (Слайд12) 8. Речевая зарядка. - А теперь произнеси столько раз, сколько… (Слайд13, 14) 9. Упражнение «Я скажу, а ты продолжи» (Слайды 15, 16, 17) - Посмотрите на картинки, которые я разместила на доске. Я начну фразу, а вы найдите подходящую картинку и закончите мое высказывание. Из картофеля и круп Са-са-са, са-са-са Со-со-со, со-со-со Су-су-су, су-су-су, Сы-сы-сы, сы-сы-сы, 10. Физкультминутка. На кокосы, на кокосы, 11. «Я назову, а ты определи, есть ли в названии картинки звук (с)» (Слайд 18) III. Итог занятия – Молодцы, сегодня на занятии вы очень хорошо работали и со всеми заданиями справились, скажите, что на занятии вам больше всего понравилось? (угадывать слова, в которых пропущен звук (с))
|