Формирование родственных слов у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Методические рекомендации для учителей-логопедов. |
Логопедия | |||
Автор: Данилишина Анна Вячеславовна | |||
28.10.2015 08:01 | |||
Формирование родственных слов у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Методические рекомендации для учителей-логопедов. В статье изложена и обоснована важность целенаправленной работы над родственными словами с дошкольниками с нарушением речи, предпринята попытка систематизировать многолетнюю практическую работу автора, а так же собрать и сконцентрировать достаточный словарный материал для лексических упражнений с родственными словами. Данилишина А.В., учитель-логопед МДОУ д/с комбинированного вида №8 «Теремок» Московская область, город Подольск
Аннотация: Изложена и обоснована важность целенаправленной работы над родственными словами с дошкольниками с нарушением речи, предпринята попытка систематизировать многолетнюю практическую работу авторов, а так же собрать и сконцентрировать достаточный словарный материал для лексических упражнений с родственными словами. Ключевые слова: дошкольный возраст, дисграфия, нарушения речи, родственные слова. Актуальность статьи обусловлена увеличением количества детей с на-рушениями речи и необходимостью проводить целенаправленную работу по профилактике дисграфии у дошкольников. Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить слова, т. е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. Обычно дошкольники 5—6-летнего возраста хорошо выполняют задания на словообразование, дети с ОНР самостоятельно, без предварительного обучения с этими упражнениями не справляются. Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР — обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования и подбора родственных слов. Упражнения с родственными словами играют огромную роль в развитии логического мышления и памяти ребенка, в осмысливании семантических связей между словами, в обогащении активно используемой ребенком лексики, в подготовке к ощущению, а потом и осознанию состава слова. Основная цель работы по подбору родственных слов заключается в том, чтобы научить ребёнка подбирать родственные однокоренные слова в доступных для его возраста пределах. Этот важнейший вид работы подготовит его к подбору проверочных слов, без хорошего владения которым в дальнейшем невозможно будет научиться применять на практике грамматические правила. Работу над родственными словами следует проводить на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, а также закреплять пройденный материал дома с родителями. Нами разработана и эффективно используется на практике следующая последовательность ознакомления детей с родственными словами:
- упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи (например, составление предложений с заданными словами, пересказ текстов, составление рассказов). Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников». Слова – родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу. Знакомство детей с понятием «родственные слова» можно начать с про-чтения стихотворения: Как-то, много лет назад, Посадили странный сад. Не был сад фруктовым, Был он только словом. Это слово, слово-корень, Разрастаться стало вскоре, И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Слова, как родные, похожи чуть – чуть, И если поставить их в ряд, Немного послушать и вдуматься в суть – Они об одном говорят. [4] Предлагаем примерные игры и задания 1. Д/и «Подбери «слова – родственники» (тема «Зима»). На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке. Подберите «слова – родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму»? (Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима»? (Зимушка, зимние, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день); «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа); «зимнее» (небо, солнце, утро). 2. Д/и «Доскажи словечко» --Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях ле-жит… (снег). Будем подбирать «слова-родственники» к слову «снег». А поможет нам в этом игра «Доскажи словечко» Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю … (снег) С неба всё скользят пушинки – Серебристые… (снежинки) Кружатся над головою Каруселью… (снеговою) На полянки, на лужок Всё снижается… (снежок) Землю белой, чистой, нежной Застелил постелью… (снежной) Вот веселье для ребят Всё сильнее … (снегопад) Все бегут вперегонки Все хотят играть в … (снежки) Снежный ком – на снежный ком, Всё украсили… (снежком) Словно в белый пуховик Нарядился… (снеговик) Рядом снежная фигурка – Это девочка… (снегурка) На снегу-то, посмотри – С красной грудкой… (снегири) Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил (снег). [1] Аналогичная работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом» (тема «Дом и его части») Жил да был весёлый гном Он в лесу построил… (дом) Рядом жил поменьше гномик Пол кустом он сделал… (домик) Самый маленький гномишко Под грибом сложил… (домишко) Старый, мудрый гном-гномище Выстроил большой… (домище) Был он стар и был он сед И большой был… (домосед) А за печкой за трубой Жил у гнома… (домовой) Очень строгий, деловитый Аккуратный… (домовитый) Мох, калину, зверобой – Всё из леса нёс… (домой) Есть любил он суп вчерашний, Пил он только квас… (домашний) Каждый день соседи-гномы Навещали деда… (дома) Всех встречал радушно гном Все любили этот … (дом). Подобная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами: Лес, лесок, лесной, лесник; гриб, грибок, грибник, грибной; вода, водные, водяной, водолаз, наводнение; сахар, сахарный, сахарница; носят, поднос, носильщик; гора, горка, гористый, горный, пригорок; лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный; дуб, дубок, дубовый; ёж, ежиха, ежонок, ёжик, ежата, ежовый; весна, весенний, веснянка, веснушка. 3. Д/и «Найди «лишнее» слово» Горе, горный, гора; Боль, большой, больница; Водить, вода, водный; Лес, лесник, лестница; Море, морщины, морской; Беседа, беседка, соседка. 4. Д/и «Назвать общую часть «слов-родственников» Зимушка, зимовать, зимний; Животное, живёт, живой; Пасёт, пастух, пастушка; Печка, печник, испечь; Дворик, дворник, дворовый; Сорить, мусор, насорит; Звонить, звонок, звонкий. 5. Д/и «Объяснялки» Объясните, почему так называется Рыболов (рыбу ловит) Листопад (листья падают) Пчеловод (пчёл разводит) Ледоход (лёд ходит, идёт) Землекоп (землю копает) Самокат (сам катается) Пешеход (пешком ходит) Вездеход (везде ходит) Ледокол (колет лёд) Самосвал (сам сваливает) Лесоруб (лес рубит) Паровоз (возит с помощью пара) Трубочист (трубы чистит) Самолёт (сам летает) и т.д. 6. Д/и «Скажи одним словом» Придумай одно слово вместо двух Снег чистит – (снегоочиститель) Канавы копает – (канавокопатель) Трубы укладывает – (трубоукладчик) Сам ходит – (самоход) Землю роет – (землеройка) Пыль сосет – (пылесос) Снег падает – (снегопад) Листья падают – (листопад) Сам варит – (самовар) Сам летает – (самолет) Лес рубит – (лесоруб) и т.д. 7. Д/и «Найди в стихотворении родственные слова» Сосны и сосенки – в сосняке, А ели и ёлочки – в ельнике. Дубки и дубочки растут в дубняке, И в нём не найдёшь можжевельника. У дуба крепкая кора, Красив листок дубовый. Дублёнку надевать пора, К зиме готовясь новой. Ивушки, ивы растут у реки, Низко склоняясь над водой. Из ивовых прутьев плетут старики Корзиночки долгой зимой. Осинки растут в осиннике И тянутся к небу синему. Под осинами – подосиновики, Такие грибы красивые. В лесистой местности лесочки и леса, Здесь лесники работают вокруг, Чтобы лесная дивная краса Не пострадала почему-то вдруг Мы маслим кашку маслом, Храним его в маслёнке. Одежду коль замаслил – Держи её в сторонке. В морях морские пароходы, В морях всегда есть мореходы, И я хочу быть моряком, Но только не сейчас – потом. Бывают домики, домишки и дома, Домашнее хозяйство мы ведём, А домоводству я учусь сама. Своих домашних дома мы найдём. Наступила зимушка, зимушка-зима, Всю одежду зимнюю достала я сама. Видно, очень долго придётся зимовать И о лете красном с грустью вспоминать. С лиственных деревьев падает листва, Все листочки жёлтые осень принесла. Листопад бывает осенью большой. Листья вновь появятся раннею весной. Мы все живём на родине, В своём родном краю. Люблю своих родителей И родину люблю. В процессе всей работы с текстами нужно стараться всемерно подчёркивать смысловое родство выделенных в них слов, чтобы ребёнок смог его почувствовать. В дальнейшем нужно брать любые другие «близкие» ребёнку слова и упражнять его в подборе к ним родственных слов, широко используя при этом наводящие вопросы. Например: Давай мы с тобой подберём родственные слова к слову МОРОЗ.
После нескольких подобных упражнений ребёнку предлагается самостоятельно подбирать родственные слова к заданному или выбранному им самим слову. Наводящие вопросы нужно в этом случае задавать лишь после того, как он полностью закончит подбор «доступных» ему слов. Можно не сомневаться в том, что в результате таких упражнений ребёнок довольно быстро поймёт сам принцип подбора родственных слов и овладеет этим навыком на доступном его возрасту уровне. Построенная по такому принципу строгая система заданий и упражнений позволяет добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении старших дошкольников с родственными словами. Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова. Речь ребенка становится богаче и выразительнее. Таким образом, решаются коррекционные задачи: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования родственных слов, развиваются мыслительные способности детей, так как вырабатывается привычка задумываться над значением слова, закладывается основа для орфографически-грамотного письма. Список литературы.
|