Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Предлог «ИЗ-ЗА»
Логопедия
Автор: Шипунова Римма Раисовна   
07.08.2015 11:46

Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Предлог «ИЗ-ЗА»Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Предлог «ИЗ-ЗА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА — ДЕТСКИЙ САД № 20» Разработчик: Шипунова Римма Раисовна, учитель-логопед

Программные задачи:

Обучающие

  1. Учить детей выделять в предложениях и употреблять предлог ИЗ-ЗА, уточнить его пространственное значение, познакомить со схемой предлога «из-за».
  2. Закрепить умение анализировать предложение с предлогом, выкладывать его схему.
  3. Упражнять в выделении предлогов «за», «из-за» в тексте и составлении предложений с этими предлогами.

Развивающие

4. развивать навыки знаково-символической деятельности: умение замещать новый предлог в предложении знаковой схемой.

 

5. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, воображение умение ориентироваться в пространстве.

6. Развивать зрительное восприятие: составление из частей целого.

Воспитательные

7. Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, умение работать в подгруппе.

Усложнение:

Оснащение:

Демонстрационный материал:

  • Обстановка группы: длинные шторы, ширма, сундук, полый куб, ель, мягкие модули.
  • Панно «солнечные зайчики»;
  • Компьютерные технологии:

презентация «Поиграем с Кузей».

Раздаточный материал:

  • Схемы предлогов и предложений
  • Дидактическое упражнение «Собери предлог»
  • Задания на листочках из рабочей тетради «Уроки грамматики»

Дидактическое упражнение «Найди спрятанный предлог»

Предварительная работа:

  • Знакомство с предлогами «из» и «за»;
  • Упражнения по выкладыванию схем предложений с предлогами «за» и «из»;
  • Дидактическая игра «Найди предлог»;

Ход занятия:

Организационный момент

Педагог предлагает детям встать в круг.

- Ребята, какой замечательный день сегодня.

Ой, а я поймала солнечного зайчика.

имитирует игру с солнечным зайчиком:

Солнечный мой заинька

Прыгни на ладошку

Солнечный мой заинька,

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой! Как стало горячо!

  • Лови, Таня, зайчика! Передай Ване

- Ваня, где твой солнечный зайчик? он у тебя на голове? Передай его дальше

Вика, откуда ты достала своего солнечного зайчика?

- А у Саши он где? … Рома, подбрось вверх зайчика.

Он и прыгал и резвился,

Он со всеми подружился,

Веселится и хохочет,

уходить домой не хочет.

- Пусть с нами остаётся. Он так любит играть.

1 часть:

-Я предлагаю вам поиграть в прятки. Посмотрите внимательно вокруг себя, задумайте, где вы спрячетесь… Готовы? … Я считаю до 5, а вы прячетесь:

Один, два, три, четыре, пять

Я иду детей искать!

Дети прячутся, педагог ищет их:

- Выходи, Таня, ты стоишь за шторой, садись на скамеечку. А Петя — за ширмой, присаживайся к Тане …выходи, Рома, ты прячешься в кубе, присядь.

По окончании игры педагог задает вопросы:

- Саша, за каким предметом ты прятался? Ответь пожалуйста полным предложением. (спросить ещё одного ребёнка)

Какое маленькое слово мы услышали в этом предложении? Я вам напомню – предлог «ЗА». Миша, в каких случаях мы говорим предлог «ЗА» (когда находимся за каким-то предметом).

Петя, найди пожалуйста схему предлога «ЗА». Выставляется схема предлога.

Затем педагог задаёт вопрос тому, кто был внутри:

-Откуда ты вышел? (из куба)

- А какой предлог мы слышим в этом предложении.

- Витя, напомни, в каких случаях мы говорим предлог «ИЗ» (когда мы были внутри чего-то и вышли оттуда). Найди схему предлога «ИЗ». Выставляется схема предлога.

- Что обозначает стрелка в схеме?

Обучение:

Педагог задаёт вопрос детям, которые прятались за предметом.

- Откуда ты вышел? (предполагаемые ответы детей – из ширмы)

- Разве ты был внутри ширмы?

Проблема: Так, как же надо сказать правильно? (спросить несколько детей)

Давайте вместе подумаем, как надо сказать правильно?

Костя, ты знаешь, как надо сказать?, А ты, Оля, знаешь?

А я вас сейчас научу.

- Если кто-то отвечает правильно — Дима вышел ИЗ-ЗА ширмы.

Проблема: Появилось новое слово ИЗ-ЗА.

Что оно обозначает?

Ваня, ты знаешь, что обозначает слово ИЗ-ЗА? А ты, Таня, знаешь?

- У нас Аркаша догадался, МОЛОДЕЦ! А я вас сейчас научу.

2 часть

Объяснение:

Я знаю, кто нам поможет. Давайте присядем и посмотрим на экран.

На экране появляется внутреннее убранство избы и домовенок Кузя.

Кто же здесь живет? Ребята, вы догадались?

Ой, он появился и исчез. Да он играет с нами в прятки. Где может спрятаться Кузя? (ответы детей)

-Где он спрятался? (за метлой) Надоело ему сидеть за метлой

- и зашел он … (за штору)

А по том он забрался … (за печку)

На экране появляется анимация в движении, где домовёнок прячется в печке, а потом за печкой.

- А сейчас откуда вышел Кузя? «Кузя вышел из печки»

- Где теперь он прячется? «Кузя спрятался за печкой»

- Откуда он вышел? …

Надо сказать: «Кузя вышел из-за печки»

Какое новое слово мы услышали? Появилось новое слово ИЗ-ЗА. Как оно появилось? Давайте посмотрим на экран.

На экране предлог «ИЗ» и «ЗА» соединяются и появляется символ предлога «ИЗ-ЗА». Ребята, что мы увидели? (предлоги соединились) Расшифровать детям значение схемы предлога «ИЗ-ЗА»:

- Если кто-то находится за чем-нибудь и движется (или выходит, как сказала Алина) оттуда, появляется предлог «ИЗ – ЗА».

-Что обозначает стрелка?

- Напомните, откуда вышел Кузя?

Педагог предлагает выложить схему предложения:

- Я предлагаю вам выложить схему этого предложения. Садитесь, пожалуйста, за столы.

«Кузя вышел из-за печки»

- Алина напомни, какой полоской мы обозначаем первое слово в предложении. Ребенок (высокий уровень) выходит к доске и выкладывает схему на доске)

- Ребята проверьте у вас такая схема?

- Дима, прочитай предложение по схеме. Какой предлог есть в этом предложении?

Педагог как бы случайно роняет схему предлога ИЗ-ЗА, а вставляет схему предлога ЗА. Просит детей прочитать предложение. Дети замечают ошибку, отмечают несуразицу.

- какой предлог здесь должен быть? Саша помоги мне, вставь нужный предлог.

- Если меняется предлог, то изменяется и смысл предложения.

Молодцы ребята, спасибо за помощь.

- Соберите пожалуйста всё в коробку, и не забывайте, что в каждой ячейке живёт свой знак.

На экране исчезает изображение домовенка.

- Куда исчез Кузя? (ответы детей)

- Он опять от нас спрятался, вот шалунишка, он играет с нами в прятки, давайте его поищем.

Динамическая пауза.

Игра в «Прятки» с Кузей.

Педагог предлагает детям заглянуть под стол, под стул.

- А я знаю, где он. Подходите все ко мне, будем его искать вместе. Чтобы он нас не услышал, мы пойдем на носках и тихо, я знаю, он за шторой. Его там нет, может кто-то шумел. Наверно он нас видит, давайте присядем как можно ниже и посмотрим в кубе. Не спугните… ой, нет его там.

Где же он может быть? Давайте три раза высоко подпрыгнем, может мы его увидим. Где еще мы не искали? А мы ещё за ширмой не смотрели …Дети находят конверт от Кузи и поясняют, откуда они его достали, акцентируя внимание на предлоге «ИЗ-ЗА».

- Кузя приготовил для вас задание. Давайте присядем за столы и внимательно рассмотрим.

3 часть

Упражнение в употреблении предлога ИЗ-ЗА

- Какие знакомые схемы предлогов вы видите на верхней половине листа?

- Обратите внимание на доску.

- Я открою вам секрет: на каждой картинке спрятался предлог.

- Что вы видите на этой картинке? (мальчик выходит из-за дерева)

- какой предлог слышится в этом предложении? (ИЗ-ЗА) значит, соединяем эту картинку со схемой предлога ИЗ-ЗА. Посмотрите внимательно, подумайте, на какой картинке, какой предлог спрятался? соедините линией картинки и схемы предлогов. Вы поняли, как надо выполнить задание? Приступаем к работе.

- Миша, объясни, почему ты соединил эту картинку с этой схемой? (опросить 3-х детей) Поменяйтесь листочками и проверьте друг у друга. Никто не нашел ошибок?

Молодцы, ребята, все справились с заданием. (Собрать листочки) Кузя дарит вам сказку.

Присаживайтесь перед экраном.

Закрепление нового материала.

Послушайте сказку и постарайтесь услышать знакомые предлоги.

Сказка «Об одиноком волке».

Жил – был серый Волк, и не было у него друзей: все звери его боялись. Выйдет Волк на поляну – звери тут же прячутся: зайка – за куст, белка – за ветку, мышка – за холмик, бабочка и та улетает за дерево. Один раз Волк решил сам спрятаться и посмотреть, что будет. Встал он за елку, притаился. И тут же зайка выскочил из-за куста, белка выпрыгнула из-за ветки, мышка вышла из-за холмика, даже бабочка вылетела из-за дерева. Они стали радоваться, играть. Понял Волк, кто виноват в его одиночестве.

- Кого боялись звери в лесу?

- Куда они прятались от него?

- Что придумал волк?

- Куда он спрятался?

- Что стали делать звери?

- Откуда они стали выходить?

- Ребята, а кто виноват в том, что волк одинок?

- Я предлагаю вам разделиться на две команды. Одна команда встает у стола справа от меня, другая слева. Рассмотрите внимательно схемы предлогов. Обведите красным цветом схемы знакомых предлогов. А сейчас поменяем листы и команды проверят друг друга. Возвращаю вам задания. Встанем так, чтобы всем было видно.

Вопрос к команде справа:

- Схему какого предлога вы обвели? в каком предложении вы слышали предлог «ЗА», «ИЗ-ЗА»?

- Схему какого предлога вы обвели? в каком предложении вы слышали предлог «ЗА», «ИЗ-ЗА»?

Внезапно на экране появляется солнечный зайчик.

- К нам пришёл наш старый знакомый. Он тоже приготовил для вас задание.

- посмотрите это части чего-то целого. Кто-нибудь догадался, на что это похоже? Если вы будете работать дружно, то у вас получится целая картинка.

Итог занятия

- Расскажите солнечному зайчику, что у нас получилось?

(схема предлога «ИЗ-ЗА»)

- Что обозначает стрелка на схеме? (движение)

- В каких случаях мы пользуемся предлогом ИЗ-ЗА. (Если кто-то находится за чем-нибудь и движется оттуда, появляется предлог

«ИЗ – ЗА»).

- Какие знакомые предлоги помогли нам получить новый предлог?

- У нашего солнечного зайчика много друзей, и все они спрятались на картине. Солнечного зайчика возьмет тот, кто сегодня потрудился.

- Миша, ты трудился? Расскажи нам, как ты потрудился?

- Оля, а как ты сегодня потрудилась?

- Таня, а ты возьмешь себе солнечного зайчика, что у тебя получилось сегодня?

А Лена?

А еще я заметила, что Лена работала дружно, помогала другим ребятам.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год