Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Предлог «ИЗ-ЗА» |
Логопедия | |||
Автор: Шипунова Римма Раисовна | |||
07.08.2015 11:46 | |||
Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Предлог «ИЗ-ЗА» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА — ДЕТСКИЙ САД № 20» Разработчик: Шипунова Римма Раисовна, учитель-логопед Программные задачи: Обучающие
Развивающие 4. развивать навыки знаково-символической деятельности: умение замещать новый предлог в предложении знаковой схемой.
5. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, воображение умение ориентироваться в пространстве. 6. Развивать зрительное восприятие: составление из частей целого. Воспитательные 7. Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, умение работать в подгруппе. Усложнение: Оснащение: Демонстрационный материал:
презентация «Поиграем с Кузей». Раздаточный материал:
Дидактическое упражнение «Найди спрятанный предлог» Предварительная работа:
Ход занятия: Организационный момент Педагог предлагает детям встать в круг. - Ребята, какой замечательный день сегодня. Ой, а я поймала солнечного зайчика. имитирует игру с солнечным зайчиком: Солнечный мой заинька Прыгни на ладошку Солнечный мой заинька, Маленький, как крошка. Прыг на носик, на плечо. Ой! Как стало горячо!
- Ваня, где твой солнечный зайчик? он у тебя на голове? Передай его дальше Вика, откуда ты достала своего солнечного зайчика? - А у Саши он где? … Рома, подбрось вверх зайчика. Он и прыгал и резвился, Он со всеми подружился, Веселится и хохочет, уходить домой не хочет. - Пусть с нами остаётся. Он так любит играть. 1 часть: -Я предлагаю вам поиграть в прятки. Посмотрите внимательно вокруг себя, задумайте, где вы спрячетесь… Готовы? … Я считаю до 5, а вы прячетесь: Один, два, три, четыре, пять Я иду детей искать! Дети прячутся, педагог ищет их: - Выходи, Таня, ты стоишь за шторой, садись на скамеечку. А Петя — за ширмой, присаживайся к Тане …выходи, Рома, ты прячешься в кубе, присядь. По окончании игры педагог задает вопросы: - Саша, за каким предметом ты прятался? Ответь пожалуйста полным предложением. (спросить ещё одного ребёнка) Какое маленькое слово мы услышали в этом предложении? Я вам напомню – предлог «ЗА». Миша, в каких случаях мы говорим предлог «ЗА» (когда находимся за каким-то предметом). Петя, найди пожалуйста схему предлога «ЗА». Выставляется схема предлога. Затем педагог задаёт вопрос тому, кто был внутри: -Откуда ты вышел? (из куба) - А какой предлог мы слышим в этом предложении. - Витя, напомни, в каких случаях мы говорим предлог «ИЗ» (когда мы были внутри чего-то и вышли оттуда). Найди схему предлога «ИЗ». Выставляется схема предлога. - Что обозначает стрелка в схеме? Обучение: Педагог задаёт вопрос детям, которые прятались за предметом. - Откуда ты вышел? (предполагаемые ответы детей – из ширмы) - Разве ты был внутри ширмы? Проблема: Так, как же надо сказать правильно? (спросить несколько детей) Давайте вместе подумаем, как надо сказать правильно? Костя, ты знаешь, как надо сказать?, А ты, Оля, знаешь? А я вас сейчас научу. - Если кто-то отвечает правильно — Дима вышел ИЗ-ЗА ширмы. Проблема: Появилось новое слово ИЗ-ЗА. Что оно обозначает? Ваня, ты знаешь, что обозначает слово ИЗ-ЗА? А ты, Таня, знаешь? - У нас Аркаша догадался, МОЛОДЕЦ! А я вас сейчас научу. 2 часть Объяснение: Я знаю, кто нам поможет. Давайте присядем и посмотрим на экран. На экране появляется внутреннее убранство избы и домовенок Кузя. Кто же здесь живет? Ребята, вы догадались? Ой, он появился и исчез. Да он играет с нами в прятки. Где может спрятаться Кузя? (ответы детей) -Где он спрятался? (за метлой) Надоело ему сидеть за метлой - и зашел он … (за штору) А по том он забрался … (за печку) На экране появляется анимация в движении, где домовёнок прячется в печке, а потом за печкой. - А сейчас откуда вышел Кузя? «Кузя вышел из печки» - Где теперь он прячется? «Кузя спрятался за печкой» - Откуда он вышел? … Надо сказать: «Кузя вышел из-за печки» Какое новое слово мы услышали? Появилось новое слово ИЗ-ЗА. Как оно появилось? Давайте посмотрим на экран. На экране предлог «ИЗ» и «ЗА» соединяются и появляется символ предлога «ИЗ-ЗА». Ребята, что мы увидели? (предлоги соединились) Расшифровать детям значение схемы предлога «ИЗ-ЗА»: - Если кто-то находится за чем-нибудь и движется (или выходит, как сказала Алина) оттуда, появляется предлог «ИЗ – ЗА». -Что обозначает стрелка? - Напомните, откуда вышел Кузя? Педагог предлагает выложить схему предложения: - Я предлагаю вам выложить схему этого предложения. Садитесь, пожалуйста, за столы. «Кузя вышел из-за печки» - Алина напомни, какой полоской мы обозначаем первое слово в предложении. Ребенок (высокий уровень) выходит к доске и выкладывает схему на доске) - Ребята проверьте у вас такая схема? - Дима, прочитай предложение по схеме. Какой предлог есть в этом предложении? Педагог как бы случайно роняет схему предлога ИЗ-ЗА, а вставляет схему предлога ЗА. Просит детей прочитать предложение. Дети замечают ошибку, отмечают несуразицу. - какой предлог здесь должен быть? Саша помоги мне, вставь нужный предлог. - Если меняется предлог, то изменяется и смысл предложения. Молодцы ребята, спасибо за помощь. - Соберите пожалуйста всё в коробку, и не забывайте, что в каждой ячейке живёт свой знак. На экране исчезает изображение домовенка. - Куда исчез Кузя? (ответы детей) - Он опять от нас спрятался, вот шалунишка, он играет с нами в прятки, давайте его поищем. Динамическая пауза. Игра в «Прятки» с Кузей. Педагог предлагает детям заглянуть под стол, под стул. - А я знаю, где он. Подходите все ко мне, будем его искать вместе. Чтобы он нас не услышал, мы пойдем на носках и тихо, я знаю, он за шторой. Его там нет, может кто-то шумел. Наверно он нас видит, давайте присядем как можно ниже и посмотрим в кубе. Не спугните… ой, нет его там. Где же он может быть? Давайте три раза высоко подпрыгнем, может мы его увидим. Где еще мы не искали? А мы ещё за ширмой не смотрели …Дети находят конверт от Кузи и поясняют, откуда они его достали, акцентируя внимание на предлоге «ИЗ-ЗА». - Кузя приготовил для вас задание. Давайте присядем за столы и внимательно рассмотрим. 3 часть Упражнение в употреблении предлога ИЗ-ЗА - Какие знакомые схемы предлогов вы видите на верхней половине листа? - Обратите внимание на доску. - Я открою вам секрет: на каждой картинке спрятался предлог. - Что вы видите на этой картинке? (мальчик выходит из-за дерева) - какой предлог слышится в этом предложении? (ИЗ-ЗА) значит, соединяем эту картинку со схемой предлога ИЗ-ЗА. Посмотрите внимательно, подумайте, на какой картинке, какой предлог спрятался? соедините линией картинки и схемы предлогов. Вы поняли, как надо выполнить задание? Приступаем к работе. - Миша, объясни, почему ты соединил эту картинку с этой схемой? (опросить 3-х детей) Поменяйтесь листочками и проверьте друг у друга. Никто не нашел ошибок? Молодцы, ребята, все справились с заданием. (Собрать листочки) Кузя дарит вам сказку. Присаживайтесь перед экраном. Закрепление нового материала. Послушайте сказку и постарайтесь услышать знакомые предлоги. Сказка «Об одиноком волке». Жил – был серый Волк, и не было у него друзей: все звери его боялись. Выйдет Волк на поляну – звери тут же прячутся: зайка – за куст, белка – за ветку, мышка – за холмик, бабочка и та улетает за дерево. Один раз Волк решил сам спрятаться и посмотреть, что будет. Встал он за елку, притаился. И тут же зайка выскочил из-за куста, белка выпрыгнула из-за ветки, мышка вышла из-за холмика, даже бабочка вылетела из-за дерева. Они стали радоваться, играть. Понял Волк, кто виноват в его одиночестве. - Кого боялись звери в лесу? - Куда они прятались от него? - Что придумал волк? - Куда он спрятался? - Что стали делать звери? - Откуда они стали выходить? - Ребята, а кто виноват в том, что волк одинок? - Я предлагаю вам разделиться на две команды. Одна команда встает у стола справа от меня, другая слева. Рассмотрите внимательно схемы предлогов. Обведите красным цветом схемы знакомых предлогов. А сейчас поменяем листы и команды проверят друг друга. Возвращаю вам задания. Встанем так, чтобы всем было видно. Вопрос к команде справа: - Схему какого предлога вы обвели? в каком предложении вы слышали предлог «ЗА», «ИЗ-ЗА»? - Схему какого предлога вы обвели? в каком предложении вы слышали предлог «ЗА», «ИЗ-ЗА»? Внезапно на экране появляется солнечный зайчик. - К нам пришёл наш старый знакомый. Он тоже приготовил для вас задание. - посмотрите это части чего-то целого. Кто-нибудь догадался, на что это похоже? Если вы будете работать дружно, то у вас получится целая картинка. Итог занятия - Расскажите солнечному зайчику, что у нас получилось? (схема предлога «ИЗ-ЗА») - Что обозначает стрелка на схеме? (движение) - В каких случаях мы пользуемся предлогом ИЗ-ЗА. (Если кто-то находится за чем-нибудь и движется оттуда, появляется предлог «ИЗ – ЗА»). - Какие знакомые предлоги помогли нам получить новый предлог? - У нашего солнечного зайчика много друзей, и все они спрятались на картине. Солнечного зайчика возьмет тот, кто сегодня потрудился. - Миша, ты трудился? Расскажи нам, как ты потрудился? - Оля, а как ты сегодня потрудилась? - Таня, а ты возьмешь себе солнечного зайчика, что у тебя получилось сегодня? А Лена? А еще я заметила, что Лена работала дружно, помогала другим ребятам.
|